"Дискотека" в стиле "Ретро"Вы вряд ли знаете ее в лицо. Да и ее имя и фамилия
вам, наверное, ничего не скажут. Но программы, которые она
делала, смотрели почти все. Потому что на счету Клары
Михайловны Фатовой такие легендарные проекты тогда еще
ленинградского телевидения как "Кружатся диски" и "Пятое
колесо". И сейчас она, несмотря на солидный возраст, тоже не
сидит без дела. На канале РТР выходит ее
художественно-публицистическая программа "Рио-Рита". А
совсем скоро - 21 декабря - у Клары Михайловны день
рождения. Накануне этого замечательного события о настоящем
и былом с ней побеседовал корреспондент "ТЕЛЕВИКА".
ОТ "ДИСКОТЕКИ" ДО "РИОРИТЫ"
- Клара Михайловна, расскажите, пожалуйста, поподробнее о
вашем телепроекте "Рио-Рита".
На фоне той музыки, которая оккупировала сейчас весь
теле и радиоэфир, у людей среднего и старшего поколения так
или иначе возникает потребность в мелодичных песнях. И
появляется желание вернуться в свою молодость, где эти песни
звучали. А поскольку я человек уже немолодой, и, как мне
кажется, сравнительно неплохо знаю эти произведения, то и
взялась за передачу, которая рассказывает о ретро-музыке.
Ретро-музыкой мы считаем то, что перешло двадцатилетний
рубеж, то есть от стародавних времен до, скажем, 80-го года.
Причем свои программы мы посвящаем как отечественным
композиторам и песням, так и зарубежным исполнителям.
Действие у нас происходит как бы в квартире немолодого уже
артиста эстрады, который рассказывает о своих впечатлениях
от песен разных лет, о своих встречах с эстрадными артистами
прошлого. Роль эту исполняет известный петербургский поэт,
драматург и актер Николай Денисов.
Все это мы озвучиваем музыкой с различных носителей, начиная
с граммофонных пластинок и заканчивая современными CD, а
также накладываем видеоизображение, взятое из разных
источников: фильмов, записей концертов и т.п. Такого
материала у нас накоплено очень много. А что касается
названия, то "Рио-Рита" - это популярная ретро-песенка, под
которую очень любила танцевать моя мама.
- Вы работаете на телевидении уже очень давно и,
насколько я знаю, стояли у истоков первых молодежных
музыкальных программ.
- В начале 80-х я вместе с редактором Ириной Георгиевной
Михайловой делала программу "Дискотека". Я тогда была
довольно молода, Ира - очень молода, мы делали эту передачу
и все было хорошо. Где-то в подполье, через рок-клуб мы
добывали видеокассеты с записями выступлений рок-групп,
перегоняли их и давали в эфир. В городе эту программу
смотрели - у нас, выражаясь современным языком, был высокий
рейтинг.
Но в один прекрасный день нас, людей беспартийных, вызвали
на заседание какой-то партийной ячейки, где нам было
сказано, что передачу закрывают. Оказалось, что опальный
тогда Сева Новгородцев в своей программе в эфире
радиостанции Би-би-си прочитал письмо, написанное группой
ленинградской молодежи. Содержание письма сводилась к
следующему: что вы, Сева, нам все про Европу рассказываете,
у нас вот в Ленинграде тоже есть программа "Дискотека", где
показывают отечественных музыкантов. Это послужило
достаточным основанием для того, чтобы передачу закрыли.
Продержалась она недолго, но делали мы ее со всей душой.
- Я знаю, что еще один очень известный в городе человек
позиционирует себя как родоначальника дискотечного движения
в Ленинграде - это Александр Запесоцкий.
- Он работал у меня в "Дискотеке". Но в программу Саша
пришел, уже имея некоторый опыт, так как работал на танцах в
Пушкине и вел вечера в каких-то клубишках, куда Макар телят
не гонял. Потому что в то время дискотеки ни в какие
приличные заведения не пускали.
У меня вообще была замечательная команда. Мы же тогда не
брали в качестве ведущих профессиональных актеров. Да и диск-жокеями
их тогда не называли. Просто ведущие и все. Так вот, был
Саша Запесоцкий, тогда еще молодой и не очень лысый. И не
такой важный как сейчас.
Также был Женя Макаров, который теперь первый заместитель у
нашего генерал-губернатора Черкесова. А до этого он являлся
главным профсоюзником всея Ленинградской области и города
Питера. Третьим же ведущим был Боря Калашников. Он сейчас
владеет собственным психоневрологическим центром. Так что
все ребята были толковые и участие в программе "Дискотека"
не помешало им стать потом личностями. А ведь тогда
считалось, что это презренное, недостойное занятие, которым
могут заниматься лишь отщепенцы.
ТВ ПРО "КИНО"
- Со стороны тех полуподлольных тогда рок-групп,
которых вы показывали в своей программе, не было такого
отношения, что, мол, мы рокеры, наше место - подвал и нам
вашего телевидения не надо?
- Было. Как-то мы снимали Виктора Цоя с группой "Кино".
У них это была первая съемка для телевидения. Цой был
замечательный, трогательный человек, царство ему небесное.
Тогда он еще работал в своей легендарной кочегарке. Причем
то, как он работал - это отдельная история. Наши
администраторы часто у него там бывали, так как он передавал
нам в программу различные записи. И вот кто-то из них мне
рассказывал: " Клара Михайловна, вы думаете, Витя там уголь
подбрасывает или газ регулирует? Приходим мы в кочегарку, а
он там лежит на каком-то подобии русской печи. Вокруг
суетятся несколько бабешек, которые все что нужно делают. И
он как хан лежит и ими управляет: "Да, тут убавьте. Там
нормально. А вот сюда подбросьте".
Так вот, в группе "Кино" еще был такой Африка. И с ним мы,
что называется, не сошлись. Уже и с Витей все оговорили, и с
гитаристом Юрой договорились, и тут Африка заявил: "Мне это
не нужно". Как же я перед ним крутилась! Мне очень важно
было, чтобы в программе появилось "Кино". И я готова была на
любое, если не унижение, то условие, чтобы их удержать. Мне
помогло то, что я была существенно старше Африки, и для него
это имело значение. И, в конце концов, он сказал: "Хорошо, я
буду сниматься. Только все переговоры не через меня, а через
Виктора". Вот так мы и работали.
ПЯТЫЙ КАНАЛ
- Каково ваше отношение к нынешней ситуации с молодежными
музыкальными программами на канале "Петербург"? Там сейчас
всем этим заведует Сергей Черных, создатель "Телекомпакта" и
других подобных программ.
- Вы меня извините, но я даже не могу об этом говорить.
- То есть, вы их не смотрите?
- Смотрю иногда. Но до конца не досматриваю, потому
что... Мне кажется, что мы зря работали. Мы ошибались, мы
делали плохо, но ведь хоть что-то мы наработали! Должно же
быть какое-то поступательное движение. А они опять в
каменном веке сидят и еще выпендриваются. К тому же работают
непрофессионально. Знаете, как большие мастера-художники
начинали с изучения реалистической живописи, например тот же
Пикассо, и только потом начинали экспериментировать с
другими направлениями. Эти же арифметики не знают, а
посягают на задачи высшей математики. Поэтому я очень не
люблю эти программы.
- Как вы думаете, есть у канала "Петербург" шанс вновь стать
федеральным каналом и начать вещать на Россию?
- Они уволили профессионалов и взяли тех, кто мало что
умеет. Вот они сейчас там и лепят всякие картинки. Это не
есть телевизионное действие. Профессионалов там практически
не осталось. Там есть, например, Ирина Евгеньевна Тайманова.
К ней относятся по-разному, но лично я - очень хорошо. Она
настоящий мастер, может хорошо работать и может научить
других. Но нет, им не нужно. Будет из этого канала
что-нибудь? Нет!
"ЗА СТЕКЛОМ"? НЕПЛОХО, НЕПЛОХО...
- Не могу не поинтересоваться вашим отношением, как
профессионала, и к такому суперпопулярному и
суперскандальному проекту, как телешоу "За стеклом".
- Я кое-какие программы смотрела. Сейчас со стороны
легко говорить: "Вот это они не так сделали, здесь
просчитались". Но понимаете, ведь если ничего не делать, то
ничего и не будет. Надо двигаться вперед методом проб и
ошибок. Я вообще уважаю "ТВ-6". Что же касается конкретно
шоу "За стеклом", то, на мой взгляд, там плохие ребята
участвовали, неинтересные. Кроме этого немножко
придурковатого...
- Макса?
- Нет, с Максом мне все ясно. Я таких мальчиков от
музыки встречала за свою жизнь очень большое количество. А
вот Дэн, он занятный. Особенно когда высказался о газетах:
"Я их не читаю" - "А почему?" - "Да пачкают они руки".
Кирилл Набутов, продюсер шоу, сразу на
него набросился: "Молчи! У нас же спонсор - газета". Так что
Дэн более-менее занятный, остальные скучные.
- Как вы думаете, подобные шоу станут тенденцией на
отечественном телевидении, или же все ограничится разовыми
экспериментами?
- Я бы попробовала еще раз. Они же сами умные и знают,
что у них не получилось. Учитывая это, я бы на их месте
сделала еще одну попытку. И потом, я бесконечно верю в
Кирилла Набутова. Я вообще считаю, что он по природе своей
победитель.
- Сейчас нечто подобное пробует ОРТ. Я имею ввиду проект "Последний
герой", одним из руководителей которого является Александр
Любимов.
- Я, к сожалению, пока что не видела этой программы. И
скажу вам честно, я не верю в Любимова. Ну, какой он
журналист, чиновник скорее. Все пытается изображать из себя
"Взгляд". Когда он был юношей, в нем, возможно, что-то и
было. А сейчас он самый настоящий чиновник от телевидения. Я
в него не верю. Мне кажется, что у Кирилла Набутова и его
команды больше шансов. И больше необходимости делать что-то
новое и держать рейтинги.
ПЛАНЫ
- Я знаю, что у руководства РТР - Санкт-Петербург лежит
несколько ваших творческих заявок на новые программы.
- Вы же видите, что я, так сказать, улитка на склоне лет
(смеется). И я не знаю, сколько времени мне еще осталось
работать в здравом уме и силе. А вообще у меня масса планов.
Причем в заявках, которые мы подали, нет ни одной
музыкальной программы.
Мы, например, очень рассчитываем на передачу, посвященную
300-летию Петербурга. Еще у нас есть заявка на программу под
рабочим названием "Я - русский". Но мы предполагаем не
шовинистическую программу. Дело в том, что всех жителей
бывшего СССР, выехавших "за бугор", там считают русскими.
Независимо от национальности: и евреев, и украинцев, у
грузин. И, как всем известно, очень много сделали выходцы из
России за границей: изобрели вертолет, придумали
американский мюзикл, организовали государство Израиль... Так
что, если получится, то будет выходить вот такая программа,
по 13 минут каждую неделю.
Программа "Рио-Рита" выходит на канале РТР каждую среду в
18.00
Герман ЯНТАРЕВ