"Любовное письмо", исполненное художником около 1667 года, в период наивысшего расцвета его творчества демонстрирует лучшие черты как работ Вермеера, так и всего голландского искусства 17 столетия, которое называют "золотым веком" голландской культуры. На картине изображена дама с мандолиной, которой служанка только что принесла письмо. Уникальность голландской живописи этого периода является то, что для раскрытия любой темы художники вовлекали зрителя в игру образами и символами. Лютня в руках главной героини – символ любви, орнамент ковра – символика плодородия, туфли без задников у порога – один из десяти эротических символов в голландской живописи, метла же у двери намек на сожительство без брака. Именно совершенная техника исполнения, необычная, новаторская композиция, налет тайны и принесли Вермееру мировую славу, сделав его кумиром нескольких поколений европейских художников, рассказывает куратор выставки, старший сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Сергей Строганов: "Вермеер даже сейчас, в 21 веке, остается самым неизученным художником, это связано с тем, что про него ничего, в сущности, неизвестно, только самые важные вехи биографии – дата рождения, смерти, женитьбы. Ни круг его заказчиков, ни учителя не известны. Не осталось ни одного эскиза к картинам. Да и самих картин, уже точно приписываемых его кисти известно всего 35".
Также в Эрмитаже после реставрации представлена скульптура из тонированного гипса "Беглый раб" Владимира Беклешева, обнаруженная в 2010 году замурованной в стене Восточной галереи. Показать скульптуру после извлечения было невозможно из-за многочисленных утрат и загрязнений. Специалистами была проведена реставрация, после чего ранняя работа известного русского скульптора займет свое место в постоянной экспозиции Эрмитажа.