Марина ЛАНДА: "ВОКРУГ МЕНЯ
СТОЛЬКО
ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ... "
МАРИНА Ланда говорит, что напоминает себе "большое дерево с
ветками, растущими в разные стороны, и за какую ветку ни
дёрнешь, начинается отдельная история". Она ведет передачи на
"Радио России - Санкт-Петербург", является художественным
руководителем музыкального театра детей "Радуга", сочиняет
музыку. Впрочем, обо всем об этом - в интервью, которое взяла
у Марины Ланды наш корреспондент:
- Как вы попали на радио?
- Я всю свою жизнь доказываю, что не подвожу тех людей,
которые в меня поверили.
Когда я училась в Академии культуры на дирижерско-хоровом
факультете, Вера Владимировна Печатникова пригласила меня
работать в детский музыкальный коллектив "Радуга". Вскоре я
стала в нем музыкальным руководителем, позднее с его
вокальной группой победила в конкурсе и попала в Дом радио.
Потом Инга Николаевна Бочанова -замечательный редактор на
радио - предложила мне сделать передачу о том, что я люблю и
знаю - о мюзиклах. И появилась программа "Отдушина", которую
я делала вместе с Михаилом Черняком. Здесь мне очень помогла
режиссер Галина Ивановна Дмитренко...
- В чем, на ваш взгляд, был секрет популярности
"Отдушины"?
- Может быть, ее невероятная популярность объяснялась тем,
что тогда не было ни "Песен о главном", ни ретро-бума,
который происходит сейчас... На радио, как нигде, важна
интонация. Наверно, мы поймали эту интонацию нормального
человеческого разговора...
- Почему же тогда передача прекратила свое существование?
- Это было не наше желание. Ее закрыли "на пике". Для меня
это был большой удар. Сейчас она идет в ретроспективе. Мы
продолжаем дружить с Михаилом Черняком, но передача осталась
в прошлом.
- Но все это время вы работаете и в детской редакции...
- В детской редакции я делала и делаю несколько передач с
огромным удовольствием. "Кинофокусы" - люди рассказывают о
чудесах кино, о том, что остается за кадром "Джока-Виока"...
Моя любимая передача - "Когда я был маленьким". Смысл ее в
том, что приходит взрослый серьезный человек - и вдруг на
твоих глазах он превращается в ребенка. Особенно запомнились
несколько передач. Вот с Николаем Трофимовым - пришёл
усталый, немолодой человек. И вдруг он превратился в Коленьку
Трофимова, который рассказывал о рыбалке, учил меня
забрасывать удочку. Он рассказывал так, как может
рассказывать только ребенок. Недавно была передача с Эдуардом
Хилем - и передо мной сидел маленький Эдик. А Елена Образцова
- великая и неповторимая - предстала обыкновенной
ленинградской девчонкой, которая любила сидеть на подоконнике
и есть пирожки...
- С детьми вас связывают не только передачи на радио, но и
"Радуга". Расскажите, пожалуйста, как вы отбираете детей в
ваш театр?
- Мы не объявляем набора. К нам подходят после спектакля.
Ребенок подходит и говорит: "Здравствуйте", и я понимаю, что
это "наш человек". А бывает, очень музыкальные и актерские
данные есть - но не то, чужой...
- Какие у вас взаимоотношения с ребятами?
- Мы - коллеги. Я всегда прислушиваюсь к их мнению. Может,
поэтому у нас что-то и получается. Сейчас мы с ребятами и
режиссером пытаемся наощупь изобрести новый жанр... В
мюзиклах слишком большая дистанция между зрителями и
артистами. А начинали мы свою работу с того, что делали
номера, выступали в хороших, престижных концертах, работали с
известными композиторами. Но в какой-то момент я поняла, что
хочу сделать спектакль, что дети уже готовы к чему-то
большему, чем делать просто номера, пусть и
театрализованные... Для этого мне был нужен помощник.
И совершенно случайно я встретила своего бывшего студента
Сергея Васильева [Марина Ланда преподавала в Институте
культуры на кафедре режиссуры, и в центре "Семья" у 3. Я.
Корогодского была музыкальным руководителем - прим. Б. Т.].
Он уже закончил кафедру режиссуры у Корогодского, писал
музыку для театра "Поколение", где он учился и работал, и я
предложила ему вместе работать над спектаклем. Со своими
студентами легко работать: часть души своей вложена, свой
взгляд на вещи - в частности, на музыку. Мы сделали
спектакль... На этот спектакль пришли оператор "Ленфильма"
Михаил Левитин и режиссер "Ленфильма" Евгений Иванов. Они
предложили нам написать музыку к новому телевизионному
сериалу "Агентство Золотая пуля'". Мы записали уже 8 серий и
приступаем к следующим 16 сериям.
- Судя по названию, сериал опять про убийства?
- Нет. И мы постарались, чтобы наша музыка придала
соответствующий тон - сердечный.
- Вместе с Сергеем Васильевым вы сделали передачу на радио
"Между днем и ночью"?
- Да. Сначала придумали детскую программу "Сами с ушами", а
потом "Между днем и ночью". Мы очень тщательно готовим эту
передачу. Приглашая интересных людей, стараемся, чтобы
получилось не просто интервью, а... радиофильм.
- Бывают ли у вас конфликты с Сергеем?
- Да, но, как правило, мы приходим к общему знаменателю. Есть
такая фраза: "В искусстве нужно смотреть не друг на друга, а
в одну сторону"...
- Вообще-то, это обычно говорят о влюбленных... Кстати о
любви - у вас такой плотный график. И как же ваши близкие
относятся к такой насыщенной творческой жизни?
- Замечательно! Если бы не они, я бы не могла так долго
работать. У меня муж - физик, не имеет отношения к искусству,
кроме любви к нему... и к жене, которая живет в этом
искусстве. Но главная помощь, конечно - в понимании.
- У вас никогда не было желания остановиться и выйти из
этого круга?
- Я привыкла к большому объему работы, и очень тяжело
переношу отпуска и выходные. Такое впечатление, что во мне
кто-то сидит и не дает мне жить спокойно. Я, может быть, и
хотела бы вышивать крестиком и сидеть вечерами у телевизора
со своей семьей. Но я просто не могу - мне что-то внутри не
дает этого сделать...
- На вашем дереве вырастут новые "веточки"?
- Думаю, да. Слава Богу, вокруг меня столько замечательных
людей, которые позволяют мне его растить!
Беседовала Татьяна БОЛОТОВСКАЯ