|
Виртуальная жизнь Игоря
Страхова
Телевидение иногда напоминает театр - ритмом жизни,
пикантной недосказанностью сообщений, количеством интриг и
сплетен. Телеведущие - тоже в чем-то актеры, ведь от них не
в последнюю очередь зависит, как зрители отреагируют на ту
или иную новость. Любимым телеперсонам люди доверяют, узнают
их по голосу и иногда пишут благодарные письма. О том, как
стать хорошим телеведущим и не "потеряться" на телевидении,
журналист Мария Каменецкая поговорила с Игорем Страховым,
ведущим вечернего выпуска петербургских "Вестей".
- Игорь, вы на телевидении больше десяти лет. Расскажите,
какой путь обычно проходит человек, который попадает на
телевидение и очень хочет стать ведущим новостей в
прайм-тайм?
- Я не думаю, что нынешние известные телеведущие с самого
детства видели себя в этой профессии. И мало кто, поступая
на журфак, мечтает: "О, я стану Познером!". Тем более что
такие мысли опасны: если что-то не получится, можно
пострадать психически. Во всяком случае, когда я только
пришел на телевидение, то новости вообще поначалу не
воспринимал как что-то серьезное. Я работал в молодежной
редакции на Чапыгина и делал большие, развернутые сюжеты,
минут по двенадцать. Поэтому новостная информация и
репортажи на одну минуту казались мне поверхностным
занятием, таким "масскультом" журналистики. Хотя на самом
деле суметь за минуту рассказать о том, что в аналитической
программе заняло бы в десять раз больше времени, намного
сложнее и поэтому интереснее. Правда, сейчас я сюжеты не
снимаю, живу виртуальной жизнью: все, что происходит в
городе, я смотрю краем глаза, пока читаю текст к сюжету.
- Что было самым сложным для вас на телевидении?
- Поначалу было сложно устанавливать контакт на съемках,
ведь часто приходилось использовать людей в своих,
журналистских, целях. Человек-то - хороший, но ведь и мне
нужен хороший материал. А сейчас вижу в кадре плачущую
бабушку-блокадницу и думаю - как хорошо это для выпуска.
Ужасно цинично, надо с этим бороться.
- А когда вы попали в кадр?
- Сразу, в молодежной редакции. На телевидении есть
негласная установка - раз уж ты попал в кадр, с тобой надо
аккуратно обращаться.
- Разве?
- Ну, конечно, по-разному бывает. Сейчас действует жесткий
медийный менеджмент. Бывает, ведущим говорят: "Давай, теперь
ты будешь спецкорреспондентом". Я выпадал из кадра не раз и
воспринимал это нормально. В сюжете я себя чувствовал
свободно - делал, что хотел. Сейчас же суть моей работы -
легкое редактирование чужих текстов и написание своих.
- Но вам нравится?
- Иногда, конечно, задумываешься: эта телевизионная машина
крутится, и ее не остановить. Встаешь, идешь на работу, в
двенадцать ночи возвращаешься домой, и так всю неделю, и
следующую. Иногда хочется просто остановиться, подумать и
что-то поменять. Но пока все нормально, хорошая команда, что
очень важно: когда с Чапыгина все уходили в 1999 году, на
Карповке как раз такая команда появилась. Одно я точно знаю:
мои планы никогда не будут связаны с политикой.
- Я слышала, что вы занимаетесь политикой в Кронштадте.
- Да, из интереса и из желания помочь людям я два срока (т.
е. семь лет) работал депутатом в Кронштадтском муниципальном
совете. Может, любопытство было, но уж точно не желание
заработать денег много - зарплату там получают только
председатель и его зам. Может, романтика меня привлекала.
- Романтика?! В политике?!
- Но это же не ЗакС! Вот куда бы я ни за что никогда не
пошел работать, особенно после работы на избирательных
кампаниях - на Камчатке, в Карелии, в Омске... Я знаю, как
это делается, но в Кронштадте все гораздо чище. Первые два
года, конечно, было очень интересно: мы делали устав,
принимали законы, приходили люди с вопросами. Такая
маленькая политика. Но потом стало ясно, что большинство
проблем муниципальный совет не может решить. Муниципальная
власть в том виде, в каком она существует в Петербурге,
совершенно бессмысленная, полномочия слишком ужаты
законодательством. В бюджете очень много статей, но каждая -
тысяча рублей, две тысячи рублей... На что? Чаепитие по
случаю дня инвалидов, чаепитие по случаю дня ветеранов,
отправить спортсмена на соревнование, помочь выпустить
открытку и так далее. Все, что мы могли сделать на
выделенные деньги, - поменять старушке сливной бачок.
- Это все, конечно, интересно и сложно, но давайте все же
поговорим о телевидении. Вас можно назвать "лицом"
петербургского "РТР". И информацию зрители воспринимают
через вас...
- Да, а потом этому "лицу" предъявляют претензии и
высказывают все, что хотели бы адресовать чиновникам.
Однажды ехал в автобусе после выборов, и какая-то женщина
кричала на меня: "Как вы могли выбрать Валентину Матвиенко!"
- Неприятно. А каким должен быть хороший ведущий?
- Хорошим рассказчиком, в первую очередь. Время дикторов
прошло давным-давно. Ведущий должен сам понимать, что
говорит, и сообщать информацию нормальным, человеческим
языком, чтобы и зрители понимали. У нас в редакции было табу
на слова "является", "прибыл", "присутствовал",
"проинформировал" и т. д.
- Эмоции допустимы?
- Почему нет? Если мне хочется улыбнуться, я улыбаюсь. Но
когда мне редактор говорит: "Не сиди такой мрачный!", а в
выпуске - два трупа и авария в метро, то радость, наверное,
не очень к месту.
- А бывает, что читаете текст, а в вас все сопротивляется
тому, что там написано?
- Мне не приходилось читать тексты, органически противные
мне. Можно сказать, повезло. Но вообще, я считаю, ведущий
должен следовать корпоративным установкам. А если с чем-то
не согласен, есть интонация, мимика. Когда я работал на
Чапыгина, ведущие иногда просто опускали глаза и читали
текст по бумажке. Ясно, что они не хотят, но должны.
- Знаете, иногда кажется, что корреспонденты и
телеведущие - абсолютно безграмотные люди, да еще с плохой
дикцией. Ударения то и дело неправильно ставят, с падежами
большие проблемы. У вас на канале есть какие-нибудь
специально обученные люди, которые следят за тем, как и что
сотрудники говорят?
- Откровенно говоря, многие известные ведущие присвистывают,
некоторые буквы не выговаривают. Что называется, в
театральный институт не возьмут, но шарм придает. Если
проблемы серьезные - с речью, со связками, есть педагоги. А
за ошибки в ударениях корреспондентов штрафуют. У нас целая
комната словарей, к тому же надо все время перепроверить,
советоваться. К ведущим относятся лояльнее, потому что
иногда в режиме скороговорки можно зарапортоваться.
- Считается, что лучших "забирает" Москва. Почему вы не в
столице?
- Там очень легко потеряться, масса таких примеров. Большой
город, он изматывает, выжимает из тебя все силы, а потом
выбрасывает, как ненужную вещь.
- Какие ужасы вы говорите. Здесь, по-моему, тоже довольно
легко потерять себя, особенно в телевизионной машине.
- Если человек сильный, он справится. Надо больше общаться с
людьми, не связанными с телевидением. В ущерб работе надо
друзей сохранять. Хотя я знаю людей, которые добились
успеха, но руку мне им пожать не хочется. Через стольких они
перешагнули... Я-то миролюбивый, никого не съел.
Мария Каменецкая |
|