|
"Вести" и страсти
Антона Губанкова
He секрет, что российские "Вести" - самая рейтинговая
новостная программа, собирающая у телеэкранов огромную
зрительскую аудиторию, по масштабу сравнимую разве что с
армией любителей сериалов. Такой успех зарабатывается
бешеным, едва ли не круглосуточным, трудом, так что у
создателей программы каждая минута на вес золота. Поэтому мы
решили: коли уж к нам в гости пожалует руководитель отдела
информационного вещания РТР известный телеведущий Антон
Губанков, мы пригласим его как бы от имени популярных
телепередач, героем которых он мог бы стать, появись у него
свободное время.
- Антон Николаевич, допустим, маленького Антошу Губанкова
в передаче "Устами младенца" просят объяснить взрослым слово
"телевизор".
- Это то, вокруг чего все собираются. То, что смотрят
родители. Мультфильмы (например, про моего любимого Карлсона
или Винни-Пуха). Если бы я был ребенком сейчас, то наверняка
взахлеб смотрел бы рекламу.
- Студенческая программа (некий "Гаудеамус")
интересуется: где и как нужно учиться, чтобы в жизни
пригодиться?
- Прежде всего учиться нужно на совесть. Сейчас такая жизнь,
что потом заполнять пробелы в образовании будет некогда. А
главное - оказаться на своем месте. Мне кажется, у меня это
получилось. Поступление на филфак не было спонтанным
решением. Я вырос в уникальной семье: по линии мамы все -
художники, к папе (он у меня с двойным образованием, филолог
и философ) приходило столько известных и умных людей, что
тяга к творчеству возникла как-то сама собой. Однажды, когда
мне в четвертом классе в библиотеке отказались выдать "Анну
Каренину", папа заступился: "Нет такой книги, которую
ребенку нельзя читать". С этой фразы я начинал общение со
всеми библиотекарями.
- "Что хочет женщина?" хочет знать, много ли у тебя
поклонниц?
- Больше всего их было, кода вел свою программу на радио.
Голос дамам нравился. Да так, что присылали даже волосы в
конверте! Но я был абсолютно равнодушен. Мне это казалось не
вполне заслуженным: ничего особенного не делаю, просто
работаю.
- Давай разовьем тему подвигов во имя Прекрасной Дамы.
- В студенческие годы однажды всю ночь провел под окнами
любимой девушки. Мы жили по соседству - я на Биржевом, она в
Тучковом переулке. Каждый вечер я делал пробежку. И тут
вдруг так захотелось посмотреть на ЕЕ окна, что прямо в
трусах и майке (в конце 1970-х были отличные трусы и майки!)
остановился. Она выглянула и помахала мне рукой.
Вдохновленный, я продолжал стоять, пока ОНА не вынесла мне
яблоко. Мне было больше ничего не нужно! Вернулся домой
окрыленный, часа в четыре утра.
- Слышала красивую американскую историю...
- Отношения с Лорой длились четыре года. Она была в
Петербурге на стажировке, потом работала здесь в юридической
фирме. Наш роман протекал в начале 1990-х, на фоне новой
капиталистической России и Петербурга Собчака. Мы с Лорой
были по нескольку месяцев то здесь, то там. Но в конце
концов нам нужно было выбирать, где обустраиваться. Я
уезжать не хотел, а у Лоры планы были связаны с Америкой.
- Ходят легенды, что ты - муж Пayкшто или Фрадкиной.
- Серьезно? Что, одновременно? (Смеется...) Почему-то все
думают, что на телевидении все друг с другом живут.
Телевизионные легенды редко связаны с реальностью. Могу
сказать, что всех своих коллег я люблю. Но как коллег. Ну а
женился в 33 года, и мне кажется, что мы с Мариной очень
подходим друг другу. Познакомились, когда оба работали в "Информ-ТВ",
я ведущим, а она редактором новостей. Главное, мы друг друга
понимаем: работа у меня, с семейной точки зрения, - не
позавидуешь. Ухожу спозаранку, появляюсь ночью, выходные
случаются редко. Марина занимается домом, воспитывает сына,
а эта работа, может быть, тяжелее моей. Но и я ей помогаю:
заезжаю в магазины, мою посуду. Иногда.
- Теперь к тебе пожаловал "Квартирный вопрос".
- Как раз вовремя. Мы наконец купили квартиру на
Васильевском. У меня неоднозначное отношение к этому месту:
аура здесь все-таки достаточно тяжелая. Но я здесь родился,
с детства дышал рекой и с некоторых пор хотел жить только с
видом на Неву, как в детстве. Оказалось, что под окнами
нового жилья Нева не течет, зато раньше здесь жил знаменитый
Мстислав Добужинский. Решил обойтись без Невы. А через
полгода ремонта вышел на балкон, голову направо повернул -
она! Пусть далеко, но просматривается. Судьба.
Дом будет в стиле фьюжн. В этом стиле работает любимый мною
декоратор Андрей Дмитриев. Вообще я - пассеист, человек,
который любит прошлое. Если в квартире есть лепнина, не могу
ее сбивать, восстанавливаю. Здесь поселятся вещи, которые
сопровождают меня всегда: картины родственников, их друзей.
Стихи Александра Володина (написанные мне) в рамке. Старый
американский автомобильный номер. Или камень из сирийской
Пальмиры. Квартира должна быть живой, а не музейной. И не
буржуазной. Мой друг искусствовед Михаил Герман говорит, что
дом должен быть таким, чтобы туда было не стыдно пригласить
небогатого человека. В общем, нельзя у гостей требовать
снимать обувь.
- Какие страсти поселятся в твоем доме, любопытствует
программа "Люди и страсти"?
- Всякое старье - кастрюли, чайники,
кофеварки, бытовая утварь. Гордость коллекции - ингалятор
XIX века, похожий на паровую машину. Но и эти вещи не будут
просто экспонатами: не обязательно варить в старинной
кастрюле суп, но в ней обязательно будем что-то хранить.
А еще у меня огромная библиотека. Много книг по Петербургу,
стараюсь покупать все, что выходит.
- "Авто-Питер" интересуется, на какой скорости разъезжает
телезвезда, какие авто предпочитает и как общается с
гаишниками?
- Я не лихач, но не люблю, когда на дороге хамят. Недавно
даже вышел из машины и подрался с одним... Ну да ладно. Я
поклонник BMW, у нас с женой машины этой марки. Ничего более
совершенного не придумать.
У меня специальные номера, но ГИБДД все равно останавливает.
Узнают не всегда: теперь почти не появляюсь на экране, да и
лицо у меня обыкновенное, из серии "где-то я вас видел". Я
не тот водитель, который брезгливо морщится при слове
"Гаишник". Гаишник - ведь это просто человек с неизбывной
жаждой общения. Вот однажды останавливает по дороге с дачи,
внимательно вглядывается: "Это вы разговаривали с
президентом?" А я как раз два дня назад вел большое интервью
с Путиным. Лицо инспектора приобретает торжественную
строгость: "Скажите, а какой ОН?" И я искренне рассказываю,
что он такой человечный, что он мне очень понравился и мне
даже стало его в чем-то жалко. Не поверите: у инспектора по
щеке прокатилась скупая мужская слеза. "я так и думал.
Счастливого пути!" Протянул документы и потом еще долго
стоял на дороге, глядя мне в след.
- Вот мы и переехали в программу "Как это было", в
которой тебя пытают по поводу президентских встреч. Честно
признаться, было это очень достойно — и нашего города, и
высокого гостя.
- Мне бы не хотелось быть таким "человеком, который Ленина
видел". Но впечатление действительно незабываемое. Первое
интервью с президентом мы вели вдвоем с Аллой Маниловой,
второе уже втроем, был Игорь Павловский. Волнение? Его не
было. Во-первых, я не воспринимаю Путина как человека
чужого, потому что он из Петербурга, а петербургских людей
всегда можно узнать по неким кодам, у нас много общего.
Потом, с Владимиром Владимировичем мы сталкивались еще в
Университете, когда он работал там проректором. А одно из
первых интервью с ним я записывал, когда он был
председателем комитета по внешним связям в Смольном. Он
тогда был совершенно другим.
Путин поразил нас не напускной, а очень органичной простотой
общения. Первая встреча проходила на президентском катере,
пришвартованном у Английской набережной. Мы стояли на палубе
и ожидали увидеть президента в окружении свиты, а он вдруг
появился совершенно один. Никакого ажиотажа вокруг. Может,
поэтому он показался мне каким-то одиноким.
Путин - человек живых, трогательных реакций. Когда
готовились к эфиру, положили на стол запасной микрофон-шайбу
(на языке телевизионщиков — "лягушку"). Он сразу стал
интересоваться, что это такое, и очень веселился, узнав
неформальное название микрофона. Думаю, подспудно он это
сделал потому, что сам хотел нас несколько развлечь перед
эфиром.
После второго разговора, в новой резиденции в Новоогареве,
он вдруг предложил пойти вместе выпить чаю и спросил: "Может
быть, кроме чая, чего-нибудь еще?" Надо было вежливо
отказаться, а я взял да и предложил... выпить за 300-летие
города (дело было как раз перед датой). Президент поддержал.
Вообще-то, меня потом все стыдили: мол, нельзя так себя
вести с главой государства. Ведь пришлось кому-то идти за
вином. Владимир Владимирович спросил о наших впечатлениях от
Константиновского дворца, и я аккуратно так сказал, что есть
еще, например, Ораниенбаумский, который попросту погибает.
"Надо будет заняться", - согласился президент. И вот недавно
на восстановление Ломоносова выделили серьезную сумму - кто
знает, может, и наш разговор повлиял... Президент провел нас
по своей резиденции. С гордостью показал изразцовую печь,
которая напоминает ему интерьеры Екатерининского дворца.
Посетовал, что зашел в соседнюю комнату: она была битком
забита картинами, которые, видимо, приготовили, но не
повесили. "Владимир Владимирович, у вас там картины,
требуйте, чтобы повесили!" - "Да вы что?!" - обрадовано
удивляется Путин.
Интересно, что теперь, когда вижу президента на экране,
невольно всматриваюсь, оцениваю с профессиональной точки
зрения: удачный ли галстук, грим, усталый ли вид, в каком
настроении. Не чужой человек.
- Некая кулинарная программа мечтает узнать у тебя
"рецепт" вкусных новостей.
- Некоторые новостийные программы
смотрятся как тележурнал. Но настоящие новости - внутренне
выстроенная структура, со своей драматургией. Начинаем с
чего-то интересненького, чтобы зацепить зрителя, но сразу
все не дадим, потому что он это увидит и переключится на
другой канал. Немножко поинтригуем, пустим какую-то
официальную вставку, зато потом как закрутим и на закуску
что-то оставим. Каждый раз это определенная история.
"Санта-Барбара" - в хорошем смысле. Например, когда на
Двинской обрушился дом, наш оператор Илья Кожухов снял
младенца, которого спас пожарный. Кадры, достойные истории!
Два месяца мы следили за судьбой этого младенца, и люди не
отрываясь смотрели: а что с ним, как он, как родители? В
результате семье даже дали квартиру, хотя никаких видимых
оснований для этого не было.
- И, наконец, к тебе пожаловала программа "Вести" -
снимать ваши последние новости.
- Запущен совместный проект с московскими "Вестями" по
обмену сюжетами. Программа "Вести-Культура" с Анной
Фрадкиной будет выходить в получасовом формате на канале
"Культура". А петербургское "Радио России" можно теперь
слушать в Интернете. Еще мы задумали проект "Деловые вести".
А главное, теперь "Вести-Петербург" несколько раз в неделю
будут выходить на "РТР-планета", то есть нас будет смотреть
весь мир. Программу мы делаем не менее качественную, чем
столица: мы тоже лауреаты "ТЭФИ". Но все равно я всегда
считаю, что работать надо еще лучше. Мы просто должны так
настраиваться, чтобы всегда быть первыми!
Марина ПОЛУБАРЬЕВА
|
|