|
Игорь Страхов без галстука
НАШИ ЛЮДИ
В начале июня были подведены итоги регионального конкурса «СЕЗАМ»,
который уже второй раз проводят Ассоциация СМИ Северо-Запада, Лига
журналистов и Медиа-союз. В одной из номинаций победила программа
«Вести плюс» с Игорем Страховым. Собственно говоря, это и послужило
поводом для встречи с нашим земляком, в прошлом - редактором
еженедельника «Кронштадтское время», экс депутатом Муниципального
Совета Кронштадта двух созывов, а ныне - ведущим вечерних
информационных программ петербургской дирекции телеканала «Россия» -
Игорем Страховым.
- Игорь, в первую очередь, разреши тебя поздравить с победой в
престижном конкурсе, и расскажи кронштадтцам, что он из себя
представляет.
- «СЕЗАМ» - конкурс молодой, но уже весьма престижный и
представительный. В нем участвуют региональные средства массовой
информации всего Северо-Запада России - от Калининграда до Вологды.
Номинации разные, не только телевизионные, есть и для журналистов,
работающих в газетах, журналах. Оценивают конкурсантов - и это,
пожалуй, одна из главных особенностей - не одно, а сразу два жюри:
профессиональное (куда входят известные журналисты, руководители
масс-медиа) и общественное (представители научной, культурной и
бизнес-элиты региона). Церемония награждения была 11 июня в
Константиновском дворце. Правда, мне так и не удалось там побывать.
-???
- Время вечернее, я работал над очередным эфиром, так что награду
получали шефы.
- А почему именно «Вести-плюс» были выдвинуты для участия в
конкурсе?
- Это достаточно качественный, на мой взгляд, телевизионный продукт.
«Вести-плюс» - не просто информационная программа, она завершает день
и позволяет уже анализировать события, которые во время дневных
выпусков новостей только происходили, были в развитии. Причем,
рассказываем о темах не только местных, но и о главных общероссийских.
Это итоги дня. Можно весь день не смотреть теленовости, но включить
вечером «Вести-плюс» и за 15 минут все узнать. И, подчеркну, это не
авторская передача, проект делает команда.
- Несмотря на то, что ведущий здесь играет «первую скрипку»?
- Понятно, что ведущий - не последний человек в новостях. От него в
прямом эфире многое зависит. Можно погубить хороший выпуск, а можно
«вытянуть» провальный. Бывает, техника сбой дает, надо найти мгновенно
выход из такой ситуации. К тому же, ведущие у нас сами пишут тексты,
редактируют материалы журналистов. Но, повторю, новости делает
команда. В ней все важны: от водителя до ведущего.
- Это первая твоя награда?
- В 2002 и 2003 годах я был финалистом конкурса ТЭФИ-регион, который
проводит Академия Российского Телевидения, в номинации «ведущий
информационной программы». Правда оба раза мужское жюри отдавало
победу девушкам. Но это и понятно. Для меня важнее выход в финал. Два
диплома с подписью Владимира Познера - тоже неплохо. Ну, а ТЭФИ мы
все-таки получили прошлой осенью - за лучшую региональную
информационную программу. Конкуренция была серьезная. Особенно с
телеканалами из Екатеринбурга - там сильные профессионалы работают. Но
в итоге статуэтку Орфея (такую же, как вручают на «большом» ТЭФИ,
только чуть меньше размером) «Вести-Петербург» выиграли.
- Как ты попал в журналистику? Конец восьмидесятых, свобода слова,
романтика перестройки...
- Все было несколько проще. После армии хотел поступать в Университет
на психологию. Но когда узнал, что сдавать надо биологию и математику,
понял, что просто не успею подготовиться. Подумал и выбрал факультет
журналистики. Там экзамены были проще. И поступил.
- В профессии журналиста тоже нужны навыки психолога, так что
юношеские мечты в какой-то степени сбылись... И что было дальше? Как
попал на телевидение?
- На первом курсе мы как-то вместе с друзьями пришли на Чапыгина. Час,
наверно, простояли перед входом в телецентр. А потом, набравшись
смелости, попросили заходившую в здание женщину провести и нас,
показать телевидение. Женщина оказалась ассистентом режиссера студии «Лентелефильм»,
и в результате не только нам экскурсию устроила, но и познакомила с
журналистами молодежной редакции. Потом был первый сюжет в программе
«Крыша», снимали его с сокурсником вместе. Так все и началось...
Телевидение перестраивали, программы менялись: «Альтернатива»,
«Воскресный лабиринт», «Пари-прогноз», «Информ-ТВ». В 1996 году на
телеканале «Петербург» в два раза увеличили количество информационных
выпусков. Не хватало ведущих. И нас, вчерашних студентов, посадили в
эфир. Учились работать уже в процессе... Ну, а в 1999 году началось
вечернее вещание на петербургском РТР, и меня пригласили туда.
- Параллельно ты работал и в Кронштадте?
- Да, вместе с Евгением Лучниковым мы пытались что-то делать и на
кронштадтском телевидении... Правда в те годы - начало девяностых -
было слишком много технических проблем. Все постоянно откладывалось на
неопределенные сроки. Работал я и в предшественнице «Кронштадтского
вестника» - газете «Рабочий Кронштадт». А затем мы сделали бесплатный
еженедельник «Кронштадтское время». Можно по разному относиться к
этому изданию сегодня, но тогда это был замечательный проект. За
газетой стояли очереди, она стала центром общения. Мы много писали о
простых, но интересных людях, спорили и при этом были открыты для всех
точек зрения. Я вообще считаю, что тогда это было самое независимое
издание в Кронштадте.
- Вернемся к сегодняшнему дню. Прекрасно знаю по опыту работы в
пресс-службе Администрации Кронштадта, что ты не раз лоббировал сюжеты
о нашем городе. Многие проблемы удалось показать на РТР благодаря
твоей поддержке. А что тебе запомнилось больше всего?
- Материалы об установке креста на Морском соборе. И первая, неудачная
попытка, и последующие репортажи, и вторая попытка... Мы были
единственные, кто проследил эту историю от трагического начала до
благополучного финала. Этой зимой был материал о проблемах на
кронштадтском кладбище. О фортах наш журналист Алексей Олиферук делал
целые передачи. Помню, как уговаривал ребят снять сюжет о Спортивном
клубе, который забросили военные... Да много что было за все время
работы. Но тут ведь главное понимать, что телевидение не решает
проблемы, оно ставит их перед обществом и властью, обращает на них
внимание.
- А как петербургские журналисты относятся к Кронштадту?
- Очень хорошо. Сюда любят приезжать не только для работы, но и для
отдыха.
- И что их привлекает?
- Спокойствие, тишина, некая архаичность, может, даже
патриархальность. Кронштадт - очень милый, ухоженный, чистый город.
Приезжие здесь спасаются от пыли и шума мегаполиса, наслаждаются
пейзажами, да и определенный мистический налет на острове ощущается...
- Ты любишь Кронштадт.
- К нему, наверно, невозможно относиться по-другому. Даже со всеми
проблемами - это совершенно уникальный и замечательный город.
- Игорь, ты два раза избирался депутатом Муниципального совета
Кронштадта, но коллеги-депутаты по второму созыву о твоей работе
отзывались не очень хорошо...
- Думаю, и о работе Совета в целом можно мало рассказать людям
хорошего. Иначе недавние выборы не провалились бы с таким треском. Что
касается меня, за три последних года я лишь несколько раз был на
заседаниях Муниципального совета. Причина элементарная. Депутатство у
нас - деятельность общественная, в свободное от работы время. Четверг
(день заседаний) у меня рабочий, эфирный. Да и пользы от меня гораздо
больше на телевидении. В Совете первого созыва, когда еще были
иллюзии, что все мы непременно принесем пользу Кронштадту, - вот тогда
было интересно работать. Через два года иллюзии исчезли. Никто этой
бутафорской власти реальных полномочий не дал. Одна болтовня. Надежды
только на новый федеральный закон о местном самоуправлении. А то, что
существует сейчас в Петербурге, - бессмысленная трата денег. Многие
люди до сих пор не понимают, что такое муниципальная власть и за что
она отвечает. И не потому, что депутаты - плохие люди. Напротив, это в
большинстве своем хорошие люди, но в действующей системе их усилия не
принесут заметных результатов, А раз нет таких результатов - нет
смысла в системе.
-Другими словами, реализовать себя тебе удалось, в основном, на
нынешней работе?
- Не совсем, но, конечно, я люблю свою работу. Чувствую, что там
нужен. Мне приятно работать с людьми, которые меня окружают.
- Игорь, ведь ты работаешь в прямом эфире?
- Да. Последние 5 лет - только прямой эфир. Даже предновогодний выпуск
- в 20.30. Так что, к новогоднему столу еле-еле успеваю. В прошлом
году приехал на нашей развозке домой около 11 вечера.
- Ты помнишь свой первый прямой эфир?
- Самый первый, пожалуй, нет. Но помню, что было не страшно. Главное
ведь для новичка - научиться не волноваться. Вернее, волноваться так,
чтобы по другую сторону экрана никто ничего не заметил. Мне, кстати,
недавно показали запись с одним из первых эфиров, это было как раз «Информ-ТВ».
Забавно.
- А как обстоят дела с ляпами в эфире?
- Это обычно веселит телезрителей, привлекает внимание, а значит,
строго не осуждается. Говорят, в Англии есть даже специальные курсы
для ведущих, где их учат оговоркам. Ведь главное - уметь красиво выйти
из ситуации, не зацикливаться на своей ошибке.
- Тебя узнают на улице?
- Скорее в кафе, магазинах, где можно ненадолго задержать на человеке
взгляд. На улицах, когда все бегут, узнают редко, Я ведь не звезда
шоу-бизнеса. К тому же, экранный имидж и реальный вид в жизни - сильно
отличаются. На статичном экране - пиджак, галстук, прическа. А так я
предпочитаю футболку, джинсы, взлохмачен и мобилен. Кстати, не все
понимают, что озвученная мной информация - не обязательно моя точка
зрения. Иногда спрашивают о городских проблемах. Стараюсь отвечать
тактично, даже если обвиняют в том, к чему не имею никакого отношения.
В том, например, что метро на участке размыва почти 10 лет не
работало.
- Игорь, а если о проблемах Кронштадта... Как ты думаешь, в чем
будущее?
- Дамба, кольцевая дорога, порт. И плюсы, и минусы в этих проектах. Но
плюсов, на мой взгляд, для развития города больше. Туристическим
центром Кронштадт уже стал. Конечно, есть, что совершенствовать и
осваивать. Достаточно вспомнить про форты. Но своеобразная магия
Кронштадта давно привлекает людей. Вот приезжают они первый раз,
бродят по улицам, паркам, видят Морской собор, корабли, гуляют по
набережной, идут к футштоку. И у многих потом появляется желание
возвращаться сюда снова и снова...
- Спасибо, за откровенность.
Беседовала Инна КРИВОНОСОВА |
|