|
Прямая линия
Директор ГТРК
"Санкт-Петербург"(канал "Россия") Виталий Волков: «Я за дифференциацию
телевидения»
Из личного дела:
Родился 17 июня 1965 года. Окончил исторический факультет
Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова,
кандидат исторических наук. С 1990 по 1992 г. работал в редакции
«Нового журнала». Затем - в пресс-службе мэрии Санкт-Петербурга и в
ГТРК «Петербург». С 1998 года - в дирекции ВГТРК (Петербург). С 2003
года - руководитель дирекции ВГТРК в Санкт-Петербурге. Имеет ряд
правительственных наград. Собирает книги по истории Зимней войны.
Любит хорошие сигары, что не мешает ему заниматься спортом.
КАЖДОМУ СВОЙ КАНАЛ
- Телевидение сможет полностью вытеснить газеты?
- Я очень скептически отношусь к подобным вещам. Телевидение и газеты
- это принципиальные вещи. На TV острее ощущается необходимость в
принятии решений. Как говорится, слово не воробей...
В газете психологически проще исправить то, что написал. И читатель
это воспримет нормально. А когда телеканал начинает противоречить сам
себе или поправляться, это всегда психологически тяжело принять.
Потому что телевидение воспринимается эмоционально. И если заложена
определенная эмоция - добрый, злой, хороший, от нее сложно потом
отказаться и переориентировать зрителя.
- Как вы относитесь к засилью боевиков на телевидении? Их же
смотрят дети!
- Мы все равно пойдем по тому же пути, по которому идет телевидение в
так называемых развитых странах. Там существует жесткая дифференциация
телевизионных каналов. Есть детские телеканалы с добрыми детскими
фильмами и мультфильмами. Мы должны идти по этому пути. Пока в силу
экономических и материально-технических причин в России мы только
встали в начало этого пути. Так, в структуре ВГТРК существуют
телеканалы «Спорт», «Культура», то есть это уже профильные,
специализированные каналы, предназначенные для конкретной аудитории.
Вопрос о боевиках неоднократно поднимался и в Госдуме. Но развития эта
тема не получила. Мне, кажется, стоит более жестко заниматься
программированием. Определенные фильмы ставить в определенное время и
с предупреждением о том, что эти фильмы не рекомендованы для просмотра
детям до, например, 16 лет. Убирать такие фильмы из сетки вещания
бесполезно. Потому что подросток может взять кассету с таким фильмом и
посмотреть его, когда мамы не будет дома.
- Как вы относитесь к реалити-шоу?
- Мое отношение к данному жанру неоднозначно. Хотя это не значит, что
он плохой. Он тоже имеет право на существование, поскольку у него есть
свой зритель. Другой вопрос - когда, как и кому это показывать.
- Кто из телеведущих особенно вам нравится?
- Мне нравятся телеведущие, работающие в нашей телекомпании: Игорь
Страхов, Саша Коренников, Юля Лаврова... В общем, мне нравятся все
наши телеведущие. Потому что если бы они мне не нравились, то не
работали бы в нашем телеэфире.
Из столичных телеведущих мне нравятся Познер, Осокин.
- Многие недовольны теми программами, которые существуют.
- Пока нет никакого, действенного механизма для отбора передач.
Приходится руководствоваться личным вкусом и личными нравственными
критериями.
Да и где найти беспристрастных судей прессы, к мнению которых все
будут прислушиваться, с мнением которых общество будет согласно. При
том, что у каждого свой вкус, обиженных нам все равно будет не
избежать. Поэтому мы сегодня просто действуем в рамках закона и
повышаем нравственно-культурный уровень людей. И уверяю вас, журналист
никогда не покажет и не скажет того, что не хотел бы увидеть или
услышать зритель или слушатель.
«ВЕСТИ» НЕ СТАНУТ «ЕВРОНЬЮС»
- Какая аудитория у «Вестей» в прайм-тайм?
- Думаю, что несколько - миллионов. Аудитория радио в утренний
прайм-тайм миллион.
- Как создаются рейтинги телепередач и насколько они объективны?
- Измерением рейтингов в нашей стране занимаются несколько
организаций. Рейтинги для канала «Россия» и для «Радио России» делает
Gallup, опросы проводятся по телефону. И пока у нас не было повода
усомниться в объективности этих рейтингов.
- Чем вы руководствуетесь при составлении программы показа в
Петербурге?
- Мы предлагаем петербуржцам, нашим зрителям, те программы, которые
отражали бы политические, социально-экономические и культурные
процессы в Санкт-Петербурге. Этим требованиям удовлетворяют программы
«Гражданское общество», «По старому стилю», ток-шоу Людмилы Нарусовой
«Игры разума».
Нам важно дать культурно-политическую палитру жизни города.
- Есть ли в программе «Вести-Петербург» цензура?
- Нет. Бывают случаи, когда к нам обращаются телезрители с просьбой
осветить тот или иной вопрос, проблему. В 99% подобных обращений у
зрителя есть свой взгляд, и он его хотел бы рассказать, выразить при
помощи телевидения. Если вопрос является социально значимым для
города, он изучается нашими журналистами. Но далеко не всегда позиция
телезрителя совпадает с позицией телеканала. Потому что есть,
например, личные интересы, есть корпоративные. И с этой точки зрения
иногда бывает, что люди обращаются с просьбой, с требованием осветить
проблему так, как они считают нужным, а мы им в этом отказываем. Либо
делаем материал, но расставляем в нем акценты так, как мы считаем
нужным. Это позиция службы информации «Вести-Петербург».
- Почему на телеканале «Россия» очень много новостных телепрограмм?
- Действительно, с приходом на ВГТРК Олега Добродеева был взят курс на
увеличение количества новостийных телепрограмм. И не только на
увеличение количества новостей, но и на их качество. С моей точки
зрения, это абсолютно правильно для основного государственного канала.
В информировании телезрителей, граждан наиболее полно и адекватно
заключается одна из основных задач главного государственного
телеканала. Кроме того, на нашем телеканале есть и много программ не
новостийных. Если говорить о структуре вещания, то как раз новостийные
передачи не занимают львиную долю времени на телеканале.
- Пенсионеры, участники войны в Москве и Подмосковье ездят в
общественном транспорте бесплатно. Мы же покупаем льготные карточки.
Почему на телеканале не поднимается этот вопрос?
- Если вы внимательно следили за нашими передачами, в том числе и
посвященными принятию 122-го закона - о монетизации льгот, то об этом
там речь шла. Решение о бесплатном проезде в Москве было принято
местными (администрацией Москвы и области), а не федеральными
властями.
Скажу, что вопрос этот стоит остро. К нам в редакцию поступает очень
много звонков и писем. Мы стараемся постоянно информировать наших
зрителей и слушателей о том, что происходит в этой сфере. Обещаю вам,
что мы поднимем этот вопрос в одном из ближайших репортажей в рамках
программы «Вести».
- Будет ли петербургская редакция «Вестей» создавать что-то помимо
новостной телепрограммы?
- С нового сезона, с сентября, мы продолжим вещание по субботам в
«местных» окнах на канале «Россия» с 16.00 до 18.00. Там будут
выходить телепрограммы, которые мы в течение этого года обкатывали в
утреннем эфире телеканала «Культура». Это проект «По старому стилю»,
обдумываем продолжение проекта «Кабинет истории», который будет
рассказывать об истории Петербурга и России. Есть и новые программы,
которые я пока не буду называть. Так что местное вещание российского
телевидения в Петербурге получит развитие.
- Не хотелось ли вам «Вести» превратить в некое подобие «Евроньюс»?
- Новостийное вещание в режиме «Евроньюс» - это очень интересный и, с
моей точки зрения, очень перспективный проект. Он имеет очень большой
рейтинг во всех странах, где принимается и транслируется.
Этот проект может быть только федеральным. Потому в Петербурге его
организовать невозможно. Наш город не дает такого потока информации,
который бы позволил заполнить такой канал, как «Евроньюс». «Евроньюс»
формируется из новостей, получаемых телеканалом практически из всех
точек земного шара. И то при этом он идет по так называемому
«закольцованному» принципу - через определенные отрезки времени
новости повторяются. То есть даже во всем мире не происходит столько
новостей, чтобы каждый час делать новую информационную программу. Это
телевидение высокого уровня и серьезного материально-технического
обеспечения.
ПОСЛЕДНЕЕ «ДЛИННОЕ» РАДИО»
- Правда ли, что творческий коллектив требует жестких методов
руководства?
- Я не диктатор. Я считаю, что в управлении любым коллективом должно
быть единоначалие. А форма единоначалия зависит от конкретного
проводящего эту политику в жизнь человека.
- Хочется слышать на «Радио России» больше музыки 1970-х.
- Наверное, мы скоро реализуем ваше желание. Думаю, это даже
музыкальное упущение на радио. Оно сейчас нуждается в реформировании.
В России осталось одно «длинное» радио - «Радио России». Невозможно и
не нужно менять его формат и выводить в конкуренцию с FM-станциями.
«Радио России», так называемое проводное кнопочное радио, должно быть
четко ориентировано на своего слушателя. Оно долгое время было
обращено к среднему и старшему возрасту. Сейчас в аудитории происходят
определенные изменения. Уходят из жизни люди старшего возраста.
«Длинное» радио будет меняться, становиться современным,
ориентироваться на следующее слушательское поколение, поколение
1970-х.
- Что вам удалось сделать нового за 1,5 года руководства ВГТРК?
- Когда я пришел на место директора, свою задачу видел в том, чтобы не
уронить ту высокую планку, которая была достигнута Мариной Фокиной.
Время, когда я стал директором, совпало с моментом, когда мы стали
работать в нормальных условиях. Тогда изменилась ситуация в городе,
закончились информационные войны. Естественная драматургия
политической борьбы ушла. На смену ей пришли задачи собственно
профессионального, художественного развития ТВ. Задачи кадрового
обновления - постепенного подбора новых молодых людей и девушек,
которые постепенно встраивались бы в эту систему и развивали ее, но не
за счет снижения культурного и профессионального уровня. Это
чрезвычайно сложно.
- Вы - «непримелькавшаяся» в Петербурге личность. Вас это не
огорчает?
- Обычно, когда меня видят, то вспоминают, что где-то видели, но
вспомнить не могут. И это хорошо. А то недовольные зрители еще бы и
побили! (Смеется.)
Подготовила Наталья Ступакова
|
|