|
Татьяна Мартыненко: сегодня люди
поворачиваются к радиовещанию лицом
Наша встреча с руководителем службы информации "Радио России -
Санкт-Петербург" Татьяной Мартыненко произошла на следующий день после
церемонии вручения наград конкурса "СеЗаМ-2005", который проводится
среди средств массовой информации Северо-Запада. Премию года за лучшее
освещение жизни региона получила программа "Новости дня", которая как
раз и выпускается коллективом, которым руководит моя собеседница.
Награду присудило Общественное жюри, которое возглавляла ректор СПбГУ
Людмила Вербицкая. В копилке успехов редакции еще один приз -
Гран-при, который присудило профессиональное жюри. Его получили авторы
программы "Новости дня" Сергей Коротеев и Ольга Стеценко. А журналист
Елена Медведева получила приз за свою передачу "Магия повседневности",
выходящую на радио "Маяк-24". Можно было и начать нашу беседу с
успехов редакции, но Татьяна Владиславовна заговорила о другом...
- Что запомнилось более всего на Третьем форуме прессы
Северо-Запада, в рамках которого проходил "СеЗаМ"?
- Та полемика о положении региональных СМИ, в
которой участвовал представитель президента в Северо-Западном
федеральном округе Илья Клебанов. Речь шла о тяжелом положении СМИ на
местах. И прежде всего СМИ печатных. Например, о проблеме доставки
газет и журналов в отдаленные поселки и деревни, куда почтальон
добирается раз в неделю. Или о проблеме подписки. Да и в городах со
всем этим не лучше. Плюс к этому возрастает постоянно стоимость
полиграфических услуг. Словом, нашим коллегам из печатных СМИ живется
тяжело, но они стараются честно делать свое дело.
- Но радио, наверное, живется чуточку легче?
Ведь для того чтобы услышать передачи вашей радиостанции, достаточно
один раз купить приемник...
- У нас тоже есть проблемы, но связаны они с
доставкой сигнала. Если есть провода, то нас могут услышать наши
слушатели. Плюс к этой возможности добавляется модный нынче
FM-диапазон. Недаром все "проводные" станции нынче имеют свои эфирные
версии в этом диапазоне.
- Вы сегодня можете конкурировать с телевидением
на информационном поле?
- В последнее время о радио как об источнике
информации аудитория стала забывать. Хотя это самый доступный и самый
демократичный вид СМИ. В массовом сознании почему-то укрепилось
мнение, что радио - младший брат телевидения, хотя хронологически оно
было изобретено на двадцать лет раньше. Сегодня люди поворачиваются к
радиовещанию лицом. Радио стали слушать, потому что понимают, что из
всех современных СМИ оно - наиболее деликатное СМИ. Оно - наиболее
удобное для человека, не отвлекает от работы...
- Но, может быть, это и снижает возможности радио, когда звуки
эфира воспринимаются только как комфортная аудиосреда?
- Есть масса молодежных радиостанций, которые позиционируют себя
именно как "фоновое радио", и ничего плохого в этом нет. И требовать
от него серьезных материалов просто смешно. Но есть и то, что я
называю "длинным" радио, то есть проводным, работающим в традиционном
для слушателей ключе. Оно учитывает вкусы и традиции тех, кто слушает
его годами. Оно не может быть таким же "отвязным", агрессивным, как
вещание некоторых FM-станций. Проводное радио, по-моему, ориентируется
на более широкие слушательские слои. И что им нужно?
- Конечно, новости!
- И не только! Им нужна погода, им нужно дать послушать спектакли и
литературные композиции, дать в эфир хорошую, вечную музыку. Хотя и
сиюминутная тоже нужна. Здесь вопрос в пропорциях. И конечно же, нужны
передачи для детей. И только проводное радио в силу своих традиций,
стиля и творческих возможностей может предоставить слушателям такого
рода программы.
- Но откуда на пустом месте возникнет детское вещание, если на
некоторых станциях все тематические редакции ликвидированы?
- На нашей станции есть редакция художественно-литературного и
детского вещания. Там и создаются новые программы для детей.
- Многие поколения слушателей помнят, как они собирались в школу
под "Пионерскую зорьку". Нынешние дети воспитываются в совершенно иной
акустической среде. Как их привлечь к тому, чтобы они слушали
радиопередачи?
- Нынешние юные петербуржцы встают уже не под "Пионерскую зорьку", а
под "Школьный вестник". Программа ориентирована на современных детей.
Дети сами же ее и ведут.
- Как ребенка заставить слушать радио?
- Ребенка нельзя заставить даже телевизор смотреть. Их можно только
заинтересовать. Поэтому на проводном радио надо развивать
интерактивные формы вещания. Нужны в эфире самые разные игры.
Радиослушатель должен быть вовлечен в программу, он должен стать не
только ее слушателем, но и ее участником.
- Если вернуться к программе "Новости дня", которая на "СеЗаМе"
стала дважды лауреатом. Насколько я знаю, в ее структуре всегда есть
главная новость дня. Кто ее выбирает?
- Вообще-то главный редактор. Но приоритетность новостей определяет
сама жизнь, а главному редактору только и остается, что собрать их
вместе. У ведущих этой программы - широкие полномочия, и многое в
структуре программы, которая выходит в эфир по рабочим дням, они
определяют сами. Ее продолжительность - 52 минуты.
- В последнее время в журналистском сообществе вспыхнула дискуссия
о свободе слова. Оппоненты из либерального лагеря обвиняют многие СМИ
и журналистов, в них работающих, в том, что они стоят на
государственных позициях...
- А существуют ли сегодня СМИ, которые не стоят ни на каких позициях?
- Конечно, нет.
- Вот именно. За каждой газетой, телекомпанией, радиостанцией стоят
определенные владельцы, у которых есть своя позиция по конкретным
проблемам нашей жизни. А СМИ, которыми они владеют, их и выражают.
- Либералы обвиняют государство в том, что оно не дает возможности
государственным СМИ открыто трудиться, соблюдая свободу слова.
Например, по делу "ЮКОСа".
- Если мы - государственное СМИ, а суд, признавший Ходорковского
виновным, часть государственный системы, то какая у нас должна быть
позиция? Мы не комментируем решение и не оцениваем его, как делают
другие СМИ, называющие себя "независимыми". Мы проинформировали наших
слушателей о том, что произошло.
- В последнее время в социоэкономической ситуации в Петербурге
возникло несколько болевых точек. Можно ли предположить, что в
программах вашей редакции могут быть представлены разные точки зрения
на проблему?
- Они и представлены в программе "Новости дня". Когда имеет место
конфликт, то мы, в соответствии с нашими правилами, всегда
предоставляем возможность услышать как минимум два разных мнения. Хотя
я далека от мысли, что журналист может выступать в качестве
третейского судьи в подобных ситуациях. Он точно такой же человек, как
и его слушатель. Он бывает субъективен, он бывает неправ. А наша
задача - показать позицию одной стороны и позицию другой стороны. В
конце концов пусть радиослушатель сам делает выводы. Задача журналиста
- оформить и подать в понятной и доступной форме аргументы "за" и
"против".
- Бывали ли случаи, когда позиция вашей программы "Новости дня"
расходилась в оценке явлений с позицией городских властей? Например,
при истории с монетизацией льгот...
- В этом случае мы взяли на себя ту работу, которую были обязаны
сделать чиновники - и федеральные, и городские. Мы разъясняли всем
все, как могли. А если спрашивать об отношении к этому закону, то оно
скорее негативное вследствие того, как закон был реализован. Может
быть, в Смольном и были нами недовольны, но ни от кого никаких прямых
озвученных претензий мы не получили. В конце концов власти дают много
поводов, чтобы критиковать их в открытую. Но наша задача - не сведение
счетов. Я даже не понимаю, для чего нам это может понадобиться. Каков
наш профит в этом деле?
- Есть ли ощущение, что рынок информационного радиовещания в
Санкт-Петербурге стабилизировался?
- На том самом форуме, о которым мы уже говорили, один из наших коллег
высказал любопытное суждение. Он сказал, что когда были информационные
войны, то была и динамика, и финансовая подпитка соответствующих
вещательных структур. Сегодня у нас нормальное мерное течение жизни. И
может быть, это и к лучшему, если вспомнить начало 1990-х годов,
которое было очень бурным. У нас даже была оборудована студия прямо в
Мариинском дворце, где заседал Ленсовет. Вспомните, сколько тогда
возникло новых радиостанций. Нынче, видимо, наступил предел насыщения
эфира, не говоря уже о том, что практически не осталось свободных
частот. Стагнацией это нельзя назвать. Скорее, эта некая прямая
информационная линия со своими всплесками в определенных моментах,
таких как история с монетизацией льгот или в дни празднования 60-летия
Победы.
- Кого сегодня можно считать конкурентами "проводного" радио?
- Их много. У нас конкуренты не только в Петербурге, но и по всей
России. Из петербургских радиостанций хорошо в новостном вещании
работают и "Радио Балтика", и "Эхо Петербурга". Они, можно сказать,
дышат нам в спину. И не удивлюсь, если на следующем "СеЗаМе"
кто-нибудь из них возьмет первый приз.
Сергей Ильченко |
|