|
Кто поет песенки нашего двора
С ноября радио "Россия - Санкт-Петербург" выходит на FM-диапазон.
Это значит, что все программы будут ретранслироваться на частоте 107 FM. По мнению руководства ГТРК
"Санкт-Петербург", это стало стимулом к
качественным переменам и к модернизации радио, которое вещает на
первой кнопке. "Мы стараемся сохранить все хорошее и популярное,
слушателя, который у нас уже есть, но хотим предложить продукт,
интересный FM-аудитории. А это иной слушатель - и по возрасту, и по
социальному статусу, и по образу жизни", - считает директор ГТРК "Санкт-Петербург" Виталий Волков.
В беседе с корреспондентом нашей газеты Виталий Волков также
рассказал, могут ли исторические программы конкурировать с
реалити-шоу, выгодно ли заниматься информационным бизнесом и о том,
как сотрудники "Вести - Санкт-Петербург" трудятся над созданием образа
нашего города.
- Виталий Юрьевич, недавно немного изменилась аббревиатура названия
компании. Наверняка мало кто обратил на это внимание, но разница-то
есть. В чем она?
- Конечно, разница есть. Теперь правильное название звучит так: филиал
ВГТРК -- ГТРК "Санкт-Петербург", если расшифровывать: государственная
телерадиокомпания. Получилось так, что лишь Санкт-Петербург и
Ленобласть были теми субъектами Федерации, где не было ГТРК. Когда
проводилось реформирование ВГТРК, все региональные компании стали
филиалами единой сети. Мы и до этого юридически считались филиалом, но
теперь изменилось название. Другими словами, наш статус поднялся - до
статуса региональной государственной телерадиокомпании.
- А люди не путаются в буквах и названиях?
- Некоторая путаница, к сожалению, есть. Вот наглядный пример. Когда
социологические службы, которые исследуют аудиторию, спрашивают людей,
слушают ли они радио, многие говорят: "Слушаем. Петербургское радио,
то, что на первой кнопке". На самом деле на первой кнопке вещает радио
"Россия - Санкт-Петербург", а петербургское - на третьей кнопке. С
телевидением несколько проще, в повседневной жизни наши корреспонденты
представляются: Российское телевидение и радио в Санкт-Петербурге или
РТР - Санкт-Петербург.
Но дело не в том, что люди путаются в названии. У петербуржцев, на мой
взгляд, недостаточно ясное представление о деятельности ГТРК в целом.
Многие ли знают о работе петербургской студии канала "Культура"? А
ведь там под руководством Бэллы Курковой производится несколько часов
высококачественного продукта для федерального телевещания.
Год назад мы запустили Интернет - вещание радио "Россия -
Санкт-Петербург": отзывы приходят из самых разных стран вплоть до
Китая! И это, замечу, не русские в Китае, а китайцы, которые знают
русский язык. Кроме того, "Вести", которые выходят в 20.30,
ретранслируются на канал "РТР-планета", их смотрят по всему миру. На
нашем сайте можно увидеть почти все сюжеты выпусков "Вестей". Отдача -
колоссальная, но и ответственность большая.
Сейчас много говорят о формировании образа Петербурга. Так оно,
собственно говоря, и происходит. Мы стараемся давать объективную
картину событий - со всем хорошим, что есть в городе, со всеми
проблемами и болевыми точками. Но при всей объективности и порой
жесткости оценок нам, как мне кажется, удается создавать позитивный
образ города.
- Виталий Юрьевич, в начале сезона каналы обычно объявляют о планах
на сезон. Вы в этом году особенно ничего не афишировали. С чем это
связано?
- Кое-что мы все же рассказывали, и реклама новых проектов была.
Произошли определенные изменения, но они не были, скажем так,
революционными. Надо понимать особенность ГТРК "Санкт-Петербург": в
отличие от других телерадиокомпаний у нас нет собственной частоты
вещания. Программы выходят в рамках канала "Россия" на телевидении и в
рамках "Радио России" - на радио. Впрочем, на радио у нас очень
большие объемы: из 18 часов вещания радио "Россия" в Петербурге в день
мы занимаем от 10 до 13 часов. На телевидении выходят регулярные
выпуски "Вести - Санкт-Петербург", "Вести +" в 23.00, а в субботу у
нас есть два часа - с 16.00 до 18.00. В таких условиях, как вы
понимаете, довольно сложно говорить о полноформатном вещании.
Тем не менее в новом сезоне в эфире появились два новых проекта -
"Песенки нашего двора" Клары Фатовой и "Кабинет истории" Евгения
Анисимова. Кроме того, с января сразу после праздников мы планируем
запустить еженедельный получасовой выпуск "Вести - Санкт-Петербург",
он будет выходить по субботам.
- Есть ли какие-то перспективы увеличения объема петербургского
вещания?
- Честно говоря, я думаю, что расширять наше присутствие на
федеральном канале - не самый удачный шаг. Для нас-то хорошо и выгодно
существовать в рамках мощного телеканала, который в этом году по
рейтингам обогнал даже "Первый канал". Но не думаю, что наши
московские коллеги разделяют мое мнение. Я как телевизионщик понимаю:
всегда хочется отвечать за свое вещание от начала до конца, и чтобы
никто в него не вклинивался. Другое дело - получение собственной
частоты, которая есть у большинства региональных ГТРК. Это, с моей
точки зрения, правильное решение - и идеологическое, и
технологическое.
- Но эти планы, наверное, не могут осуществиться за несколько
месяцев?
- Я бы вообще не стал пока говорить о конкретных сроках. Для начала
нужно подготовить почву, создать базу. Сейчас, скажу вам честно, было
бы сложно достойно обеспечить вещание на отдельном канале - нет ни
технических, ни территориальных ресурсов. Поэтому недавно ВГТРК
приобрела соседнее с нами здание на Карповке, началась его
реконструкция. В планах - строительство дополнительного
аппаратно-студийного комплекса. Это, как вы понимаете, делается с
прицелом на будущее - на собственную частоту. Скоро ли осуществятся
замыслы? Затягивать не стоит, но, конечно, это вопрос не месяцев, а
лет.
- Ваша компания занимается так называемым информационным бизнесом.
Бесспорно, занимается весьма успешно. Сюжеты - интересные, сотрудники
-опытные, знающие материал. Как и куда вы намерены развиваться?
- Знаете, качественное информационное вещание - дело чрезвычайно
затратное! Я имею в виду затраты не только финансовые, но и
интеллектуальные, эмоциональные. В любой творческой деятельности не
бывает развития по инерции. А на телевидении инерционное движение
тормозится особенно быстро. Надо прилагать усилия не то что ежедневно,
а ежечасно, учитывая частоту выпусков "Вестей". Телевидение - жесткая
система, требования у нас - высокие, но руководство и, в частности,
директор информационного вещания Антон Губанков постарались создать
достойные условия для нормальной работы и жизни сотрудников. Все-таки
успехи ГТРК - это прежде всего заслуги людей, которые каждый день
приходят туда на работу.
- Вы никогда не планировали делать развлекательные программы?
- Почему же, думали. И пришли к выводу, что конкурировать надо на
поле, где чувствуешь себя уверенным игроком, а лучше - самым сильным.
Есть каналы (например, "СТС" или "ТНТ"), которые делают ставку на
развлечение зрителя, и это нормально. Хотя что такое развлекательные
программы? "Песенки нашего двора" - вроде бы развлекательный проект,
но при этом в нем рассказывается о серьезных вещах, в нем много
познавательного. Когда мы запускали "Кабинет истории", то не были
уверены в успехе, несмотря на насыщенность и увлекательность
программы. Недавно я получил первые рейтинговые сводки за осень:
оказалось, что программа - одна из самых рейтинговых, перекрывающая
многие сугубо развлекательные программы на других каналах.
- В связи с выходом на FM-диапазон из радиоэфира, наверное,
исчезнут какие-то программы?
- Может быть, но незначительная часть. Большинство проектов будет
выходить в то же время, с теми же названиями и, скорее всего, с теми
же ведущими. Но изменения, конечно, произойдут. Ведь теперь радио
"Россия - Санкт-Петербург" доступно по четырем каналам: первая кнопка,
УКВ 66,3, FM 107 и Интернет-вещание. Скажем, утренний канал "Невское
утро" или литературно-художественный канал "Ветер в окно" останутся,
но они должны стать другими. То же касается детских, молодежных,
музыкальных программ. Кстати, сотрудники очень позитивно восприняли
перемены и с большой охотой, к моей радости, начали придумывать что-то
новое...
- Программу "Диалог с городом" на "Пятом канале" ведет сотрудник
вашей компании Александр Коренников. Вы считаете, что такой "обмен"
ведущими между каналами допустим?
- Это не обмен, а совместный проект. Наша компания участвует в нем в
лице Александра Коренникова, одного из самых интересных и талантливых
политических журналистов в городе. К тому же часть вопросов, на
которые в эфире отвечает губернатор, ведущий выбирает из нашей
"Народной линии". На сайте ГТРК есть рубрика с таким названием, куда
петербуржцы пишут письма с вопросами губернатору. В итоге получается
некое соединение - того, что предлагают редакторы "Пятого канала",
того, что готовит ведущий, и того, что хотел бы обсудить и донести до
зрителей Смольный.
- Получается, что в данном случае интересы города для вас важнее,
чем интересы компании?
- А почему вы считаете, что это противоречит интересам компании? Не
думаю, что у ГТРК "Санкт-Петербург" есть интересы, отличные от
интересов города Петербурга в целом. |
|