|
АЛЕКСАНДР КОРЕННИКОВ: "ТЕЛЕНОВОСТИ - ЭТО СВЯТОЕ"
/ 07.04.2006 /
Работа без прессинга телеформата как способ
"копания вглубь".
В свои 36 лет тележурналист Александр Коренников - ведущий двух
крупных программ: аналитической "События недели" (ВГТРК
"Санкт-Петербург") и выходящей в эфире "Валентина Матвиенко. Диалог с
городом" (Пятый канал). Поэтому о том, как делается современное
информационное ТВ, сегодняшний гость нашей газеты знает не понаслышке.
- Локальность петербургской телевизионной
аналитики в сравнении с федеральным размахом москвичей - это зло или
благо для вашей работы?
- С одной стороны, наша задача много сложнее: на
меньшей территории Северо-Западного региона надо отыскать сравнимо
одинаковое количество интересных тем и сюжетов. С другой стороны, эта
работа благодарнее: по мере возобновления актуальности ранее
поднимавшихся тем мы можем спокойно к ним возвращаться и давать их в
некой динамике, развитии во времени, чего федеральные каналы вообще не
практикуют. Мы не "галопируем" по крупным темам (например,
общественного транспорта, реформы ЖКХ). Для журналиста это, может
быть, менее "драйвово" и "экстремально". А для телезрителя именно это
"копание вглубь" проблемы важно и интересно. В какой-то степени мы
выполняем разъяснительную и просветительную функции. Да и потом
"новости соседней улицы" в любом нормальном здоровом обществе волнуют
людей больше, чем международные проблемы.
- С марта ваша программа сменила название с
"Вестей недели" на "События недели". Чем вызвано это решение?
- Это решение нашего столичного руководства -
закрепить брэнд "Вести недели" за программой Сергея Брилева. Надо
сказать, что Москва очень внимательно отслеживает все региональные
аналитические программы, которые до того не выходили полтора года, а в
январе 2006-го был их перезапуск. Без ложной скромности надо сказать,
что наш продукт получил самую высокую оценку Москвы. Сейчас модно
говорить о Петербурге как о некоей столице регионов. В телевизионном
смысле мы уже не Москва, но столица: Петербург играет первую скрипку в
современной телевизионной моде для регионов.
- Какие телепрограммы вы смотрите как зритель?
- Быть простым телезрителем "на все сто" у меня
давно не получается. Я смотрю все, или почти все, выпуски новостей -
прежде всего по производственной необходимости. Это уже на уровне
инстинкта. Вся телевизионная недельная аналитика - Сергей Брилев,
Владимир Познер, Николай Сванидзе, Владимир Соловьев - это все тоже
мое святое. Помимо этого (понимаю, что говорю крамолу) мне очень
симпатичны некоторые телесериалы. С первого дня существования "Улиц
разбитых фонарей" и "Ментов", насколько это позволяет свободное время,
я слежу за похождениями наших героев уголовного сыска. И получаю от
этого удовольствие прежде всего потому, что там снимаются в том числе
и мои знакомые. К сожалению, беззаботно посидеть перед телевизором
получается очень редко. Если выдается "окно", смотрю фильмы. Но не по
эфирным каналам, а на DVD-дисках: терпеть не могу рекламу.
- Которая "кормит" в том числе и вас?
- Да, получается, что так.
- Как, на ваш взгляд человека, находящегося по
ту сторону телеэкрана, может быть, в идее общественного ТВ, когда все
перечисляют по 10-15 рублей абонентской платы в месяц, но рекламных
блоков при этом нет вообще, есть позитивная альтернатива?
- Я не считаю, что то ТВ, которое будет
существовать на некую абонентскую плату, будет сильно отличаться в
плане эстетики от того, что мы имеем сейчас. Если сейчас в сетке
вещания много Петросяна, то тогда будет еще больше: люди ведь платят
свои деньги и хотят это видеть. Поэтому лучше немного потерпеть
рекламу - правда, так для телезрителей будет много лучше.
- Кто, по-вашему, является сейчас петербургским
телеведущим номер один?
- Полагаю, в новостях - это мой коллега по
"Петербургским вестям" Игорь Страхов.
- Что нового вы готовите для своих телезрителей?
- К счастью или к сожалению, но я совершенно
свободен от такого довлеющего понятия, как телевизионный формат.
Достаточно давно я работал на радио и наблюдал изнутри становление
современного коммерческого радиовещания, форматного в том числе. В
1991 году я работал на первой негосударственной радиостанции
"Балтика", и тогда я был сторонником жесткого форматирования. Прежде
всего потому, что начитался всяких книг американских гуру
радиовещания, где все изучено и просчитано давным-давно. Но, как
выяснилось, в России к радио (и телевидению тоже) люди относятся
совсем по-иному, нежели на Западе. На радио люди хотят слушать не
только и не столько музыку, сколько человека - его живые эмоции,
наблюдать его реакцию на происходящее в эфире. Мне рассказывали
истории, когда люди собирались дома дружескими компаниями и
целенаправленно слушали определенного ведущего, например Дмитрия
Нагиева в бытность его диджеем "Радио Модерн". Я много размышлял над
этим и пришел к заключению, что наш слушатель и зритель еще не дошел
до той фазы насыщения медийным продуктом, когда он потребляется
"автоматически", без осмысливания и некоего критического подхода.
Если говорить о телевидении, то для меня с первых
дней работы в аналитической программе (это был 2002 год) не
существовало четко обозначенных канонов - что и как делать. С одной
стороны, это было не очень хорошо, особенно при отсутствии
достаточного опыта. А с другой - очень здорово, поскольку не было
никаких рамок: делай то, что сочтешь нужным и интересным для твоего
зрителя. Вот это ощущение внутренней творческой свободы я стараюсь
всеми силами в себе поддерживать и сохранять. Поэтому новое ищется и,
я надеюсь, находится каждый день. Если появляется тема, которую не
решить возможностями одного сюжета, мы собираем круглый стол в "Телеклубе
на Австрийской площади". Несколько человек, интересных нам, обсуждают
проблему, потом это все монтируется и появляется в программе. Если
наилучшей для решения телевизионных задач будет форма интервью, оно
также готовится и затем появляется в программе. Мы свободны от жестких
канонов - жанровых прежде всего.
- Что на вас, как простого горожанина, произвело
наибольшее впечатление в последнее время?
- Пожалуй, перемены, которые происходят с самим
Петербургом. Город, который строился как столица огромного
государства, лет 70 был в загоне. А потом еще лет десять (не скажу,
что намеренно) приводился в состояние тотального упадка. Чтобы вернуть
ему хотя бы внешние атрибуты столичности, необходимы просто огромные
усилия. И огромные же деньги. Я очень рад тому обстоятельству, что и
силы, и средства в последнее время находятся. Можно ли было
представить, что за право что-то у нас построить будут соревноваться
три архитектора с мировыми именами? А сейчас реконструировать Новую
Голландию будет Норманн Фостер. Это не может не радовать.
- Актеры, музыканты, тележурналисты, добившиеся
успеха в Петербурге, рано или поздно отправляются в Москву. У вас
случаются подобные чемоданные настроения?
- У вас конкретные предложения? Шутка. В Москву
едут ведь не просто так, а с определенными целями: продвинуться по
карьере, денег больше заработать. Меня в моей жизни и работе
устраивает все. Сорваться и уехать - это значит отказаться от того,
что меня привязывает к Петербургу. Друзья, дом, коллеги... Нет,
определенно нет. С возрастом любой человек становится более
самодостаточным и находит приятные моменты бытия не в том, что
находится вне его, а в том, что есть у него за душой.
- Вы светский человек?
- Когда-то, лет восемь-десять назад, был очень
светским, даже тусовочным. А сейчас я человек семейный. И ни одно
модное место в Петербурге меня не привлекает так, как мой самый
близкий круг людей. И работа.
Максим ВАСИЛЬЕВ |
|