|
Автограф для целого города
Георгий ВАСЮТОЧКИН
Программе "Петербургский автограф" на канале
"Радио России - Санкт-Петербург" исполнилось пять лет. Каждую субботу
она выходит в эфир, всего за этот срок прозвучало более 250 передач о
жизни нашего города и его обитателей. Программе удалось найти свою
аудиторию - об этом свидетельствуют письма и звонки, поступающие на
пейджер редакции после каждой передачи.
Слово "автограф" означает не только "подпись", но и "подлинник",
"оригинал". Не копия, не список с чужого, а своя рукопись. Программа
доводит до слушателя авторский взгляд на петербургскую жизнь в ее
многообразии. В ней имеется постоянная, сквозная рубрика - "Блеск и
нищета Петербурга" и сменяющие друг друга рубрики, набор которых
определяется обстоятельствами момента. Их несколько: "Книга поколений"
периодически приближает к слушателю биографии коренных петербуржцев,
сделавших в жизни что-то значительное; "Музыкальный или Поэтический
автограф" выводит в эфир песни или стихотворные строки, звучание
которых лучше всего отвечает смыслу и духу освещаемых событий. Есть
еще рубрика "Белый пароход" - для импровизационных суждений о
настоящем и будущем. "Открытка от постороннего" - это текст,
позволяющий современнику взглянуть на давно известное по-новому. В ней
чаще других выступает доктор филологических наук Ю. К. Руденко,
перечитывающий заново и по-своему хрестоматийные произведения русской
классики.
Перед микрофоном находится место самым известным
артистам, писателям, ученым, музейным работникам. Их суждения и оценки
звучали и звучат как особый этический камертон. В жанре политического
комментария выступают бывшие депутаты. Наконец, в рубрике "Голоса"
звучат мнения рядовых горожан, здесь же пробуют себя в эфире студенты
факультета журналистики СПбГУ.
"Петербургский автограф" выходит под редакцией
радиожурналистки Ольги Смирновой, побеждавшей на творческих конкурсах
"Золотое перо" и "СеЗаМ". Она же ведет на "Радио России" еще одну
программу - "Исторический клуб". Ее голос узнают не только
петербуржцы, но и жители области. В ее диалогах с самыми знаменитыми
гостями "Автографа" звучит правильная петербургская речь, и - что в
наши дни редкость - не было случая, чтобы ведущая перебивала
собеседника, пыталась переговорить его.
Раздел "Блеск и нищета Петербурга" представляет
автор этих строк. Название заимствовано у Бальзака не случайно. В
романе французского классика речь идет об участи героя, растратившего
талант и погубившего себя в погоне за богатством, о мире, где
царствуют новые хозяева жизни, которые могут все купить и способны все
продать. Главное место в разделе занимает анализ дел в Петербурге в
самых насущных для горожанина сферах, таких как строительство жилья,
благоустройство города, правопорядок, защита культурного наследия.
Регулярный обзор состояния городской экономики,
социальной сферы, культурной среды, содержащий неприглаженные факты и
точные показатели, - главный инструмент воздействия "Петербургского
автографа" на слушателя. Доступность радиоканала (он и на первой
кнопке городской трансляционной сети, и на двух частотах - 66,3 и
107,0 Мгц в диапазоне FM, и в Интернете, недавно программу услышали
даже в Канаде) дает шанс петербуржцу со скромным достатком стать
участником городских дел.
Рубрика "Блеск и нищета Петербурга" была
последовательным оппонентом тех, кто разрушает город. Еще более
четырех лет назад она выступила против уплотнительной застройки,
сообщала гражданам, какими законами и подзаконными актами они могут
защищаться от вероломства "уплотнителей".
Программа боролась против застройки Большого проспекта Васильевского
острова пивными павильонами, поддержала инициативу археолога Виктора
Коренцвита, протестовавшего против возведения на священном месте
российской науки - химической лаборатории М. В. Ломоносова -
бизнес-отеля, и поныне регулярно отслеживает в эфире борьбу с
обезобразившей город экземой игорного бизнеса, вооружает жителей
указаниями на средства и способы вытеснения автомобилей с газонов и
тротуаров. Противостояние беспределу коммерсантов - вот общий вектор
наших усилий.
Особое место в программе занимает художественная
жизнь Петербурга. Отдельные передачи привлекали внимание к значимым
литературным событиям - выходу в свет таких книг, как "Петербургский
текст" академика В. Н. Топорова, "Бег по кругу" писателя-историка
Якова Гордина, "Записки вольнодумца" философа, узника совести Михаила
Молоствова, поэтическим сборникам поэта Анатолия Бергера, работам
выдающегося арабиста Теодора Шумовского.
Отмечались юбилейные даты замечательных
петербуржцев, обойденные вниманием начальников петербургской культуры.
По целой - пятидесятиминутной - передаче "Автографа" было отведено
памяти пионера отечественного и петербургского джаза Якова
Скоморовского, выдающегося поэта и переводчика Михаила Лозинского (в
радиопутешествии по его петербургским адресам нам сопутствовал его
внук Михаил Толстой), столетию замечательной эстрадной певицы
Ленинграда Зои Рождественской. Стихи и прозаические фрагменты
озвучивали народный артист России Иван Краско, заслуженные артисты
Алексей Емельянов, Вячеслав Захаров, Сергей Дрейден.
Vivos voco! - живых зову. Этот девиз мы продолжаем
обращать к нашим радиослушателям. Не будьте пассивными, многое еще
зависит от нас! |
|