|
Для многих горожан дикторы "из телевизора"
кажутся людьми из другого мира. Но Ольга Ростова, ведущая новостей
телеканала "Россия - Санкт-Петербург", в жизни совсем не похожа на
свой "эфирный" образ, хотя улыбается совсем как голливудская
актриса...
- Вы с детства мечтали
попасть на телевидение?
- Мама сейчас
смеется, что моя будущая профессия была определена еще в раннем
детстве: я очень рано начала говорить, месяцев в восемь, причем сразу
целыми предложениями. Окончила музыкальную школу, занималась балетом.
Мечтала быть актрисой, но не сложилось - после школы я вдруг
испугалась поступать в институт. В результате прошла большой конкурс -
девять человек на место - и поступила в пединститут на факультет
психологии и педагогики начального обучения. Год проработала в школе.
Было довольно интересно. А потом - я развелась с первым мужем и срочно
захотела доказать, что в двадцать два года что-то из себя представляю.
Так я попала на кастинг на местное телевидение. Меня посмотрели и
взяли - "говорящей головой".
- Сразу диктором?!
- Да. В то время дикторы
не только вели новости, но и читали программы передач, рекламные
объявления. Эта работа мне показалась немного скучной, поэтому я, как
и многие мои коллеги, стала "многостаночником" - ездила снимать
репортажи, брала интервью, вела ток-шоу. Прошла все ступеньки
телевизионной "кухни".
Увлеклась рекламой. Придумывала все - от концепции до слоганов.
Занималась монтажом и "озвучкой", даже "мультяшным" детским голосом.
Ну а новости были всегда - вне зависимости от желания, как конвейер на
заводе. Хочешь - не хочешь, а нужно делать.
- Принято считать, что
телевидение очень корпоративно и чтобы попасть в кадр, нужны
"правильные" связи. Ваш опыт это подтверждает?
Мой опыт это опровергает. Я всегда приходила
устраиваться на работу - просто с улицы, никто меня не знал, и я
никого не знала. Из Новочеркасска мне пришлось переехать в Петербург:
второго мужа сюда перевели по работе. Переезжать очень не хотела,
рыдала горючими слезами: там я была звездой, у меня брали
автографы, казаки приняли за свою, хотя и там я была "не местная"... В
двадцать пять лет "звездная" болезнь - это что-то страшное. И вдруг
как приговор - надо уезжать в другой город. Пришлось выбирать - и я
выбрала семью.
- И как вас принял
Петербург?
Первое время было очень тяжело. Ни работы, ни
денег. Ты провинциал, который никому не нужен. После южного буйства
красок я попала в приглушенную атмосферу холодного и строгого города.
Пришлось встать на учет на бирже труда, чтобы получать хоть какие-то
деньги. Казалось, что жизнь закончилась, толком и не начавшись. Спасла
учеба - я поступила на режиссуру в Институт кино и телевидения.
Постепенно появились друзья, новые интересы. А потом моя подруга
увидела объявление о том, что проводится кастинг ведущих на ТВ-6.
Долго уговаривала меня попробовать, я сопротивлялась, была уверена,
что "с улицы" меня никто никуда не возьмет. С другой стороны, было
очень интересно, как устроено "большое" телевидение. Хотя, если бы
студия ТВ-б не оказалась в семи минутах ходьбы от моего дома, я бы и
на кастинг не пошла. Но что самое интересное - меня взяли.
Я проработала там два года, пока ТВ-6 не закрыли. По закону сохранения
энергии, буквально через пару-тройку дней, появились новости на ТВ-3.
Опять был кастинг, и меня опять взяли. Этот отрезок жизни я вспоминаю
с большой теплотой - остались друзья, с которыми много пройдено.
Однако и на ТВ-3 редакцию закрыли, и я опять осталась без работы.
Третий раз меня взяли "с улицы" уже в "Вести-спорт".
- В спорте на тот
момент хорошо разбирались?
- Совсем не разбиралась.
На кастинге Никита Гулин (главный редактор "Вестей-спорт") сказал всем
претендентам: "Никто из вас не понимает в спорте, но вы должны
прочитать новости так, чтобы я вам поверил". Наверное, у меня это
получилось.
- Телевидение - это
работа в режиме "нон-стоп". Как строится ваш рабочий график?
Режим напряженный, но интересный: три выпуска в
день. На работу приезжаю часам к восьми, к половине девятого.
Организм, по крайней мере телевизионный, - хитрая штука, он ко всему
привыкает. Например, два года я работала в утреннем эфире, рабочий
день был разорван: вечером писала тексты и возвращалась из редакции
около полуночи, спала часика полтора, просыпалась в четыре утра и
ехала на эфиры. Причем я из классических "сов", люблю поспать
подольше. Поэтому, как только начала работать в утреннем блоке
новостей, просто не ложилась спать. Но поняла, что долго так не
протяну, и выработала свою систему выживания: время сна должно быть
кратно полутора часам. Биоритмы у нас так "ходят", что если на сон
совсем мало времени, то лучше спать не пять, а четыре с половиной или
три часа. Неделя в эфире, неделя отдыха.
- Вы участвуете в создании текстов? ИЛИ
ЧТО дали то и читаете?
- Корреспондент
возвращается со съемки - и пишет сам. Здесь я выступаю как редактор -
принимаю тексты, вношу какие-то "говорибельные" правки под себя. Если
что-то не так - переписываю. Но, к счастью, в "Вестях" работают
супер-профессионалы, и это происходит не часто. Ну а какие-то тексты,
разумеется, пишу сама. Скучать не приходится.
- Ученые считают, что
во время прямого эфира ведущий находится в предынфарктном состоянии.
Какие чувства испытываете вы?
- Я читала об этих
исследованиях: меняется биохимический состав крови, адреналин
зашкаливает. Но в то же время - многие артисты и телеведущие живут
достаточно долго и сохраняют ясность мышления. Такой стресс идет на
пользу.
- Что нужно, чтобы
стать хорошим диктором?
- Железные нервы,
очень крепкое здоровье, и такое желание работать, ради которого можно
отрешиться от всего в жизни. А еще - готовность, что будут завидовать
и сплетничать, и умение от этого как-то абстрагироваться. У меня есть
страшный недостаток, с которым борюсь всю жизнь: я очень ранимый
человек, из тех, кого можно "убить словом". В моей профессии это
огромный минус.
- Современных ведущих
часто обвиняют в неграмотности. Неужели все так плохо?
- Во времена правления
Хрущева предлагалась реформа русского языка, например, упростить
некоторые правила правописания. У Василия Шукшина есть очень забавная
статья, в которой он с присущим ему юмором говорил, к чему это может
привести. Как будто предвидел появление так называемого "олбанского
языка", который сейчас распространен в Интернете: "Превед, кросавчег"
и т. д. Кстати, недавно прочла статью одного академика-филолога об
этом явлении - он считает, что пугаться этого не стоит. Нужно
воспринимать как шутку. Русский язык - живой, все время развивается,
на него оказывает влияние множество факторов. Что раньше было нормой -
устаревает, а то, что казалось неправильным - становится нормативным.
Советская программа "Время" была очень грамотной, но безумно скучной.
Я думаю, что люди - интересны именно своими неправильностями и
"шероховатостями". Представьте - все ведущие станут говорить
одинаково! Мне кажется, это привело бы к последствиям более страшным,
чем "олбанский" язык.
- Кто занимается вашим
внешним видом, выбирает костюмы, делает
макияж?
У меня прекрасный косметолог Оксана Туманова и
замечательный стилист Олег Суворов.
Стрижка, цвет волос - это его искусство. Прическу для эфира делают
наши студийные парикмахеры, а макияж - я сама. Какие-то пожелания
вносит руководство. Вещи для эфира покупаю самостоятельно. Советуюсь
только с Антоном Губанковым (начальник информационной службы
петербургской дирекции "России") - его вкусу доверяю абсолютно.
- Вы считаете себя
счастливым человеком?
Я очень люблю свою работу, своих коллег, многих из
которых, к счастью, могу назвать друзьями. И у меня есть любимый
человек, без которого ничто не имело бы смысла. Да, пожалуй, я могу
назвать себя счастливой.
Беседовала Анастасия ГОРБУНОВА |
|