"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 
Вы здесь: Главная > Пресса о нас > ВИТАЛИЙ ВОЛКОВ - "Петь громко не значит петь хорошо"  
  Директор ГТРК "Санкт-Петербург", президент Санкт-Петербургской Лиги журналистов ВИТАЛИЙ ВОЛКОВ -
"Петь громко не значит петь хорошо"

Новый телевизионный сезон канал "Россия - Санкт-Петербург", как всегда начал с творческих изменений. Директор компании Виталий Волков рассказал корреспонденту "Известий" Ирине Радовой о новых идеях, особенностях освещения кампании по выборам в российскую Госдуму и о том, как влияет на жизнь петербургского медиа-сообщества Лига журналистов.


 -  Педагоги жалуются, что воспитывать детей им мешают компьютер и телевизор. Что вы по этому поводу думаете?

 -  Я мог бы, конечно, отделаться банальным ответом, что телевидение - зеркало общества. Не думаю, что современный ребенок получает негативную информацию и воспринимает отрицательные стереотипы поведения исключительно по телевизору или в интернете. Не меньше таких примеров он видит в повседневной жизни - на улице, во дворе, в школе. С другой стороны, я согласен, что в последние годы телевидение в значительной степени утратило воспитательную функцию. Произошла коммерциализация средств массовой информации. И информация, в широком смысле слова, стала восприниматься как товар, по своей сущности не отличающийся от любого другого товара. Это мне кажется болезнью роста - но не телевидения, а общества в целом. Если обратиться к опыту тех стран, которые всегда жили по принципам рыночной экономики, то мы увидим, например, что в США существует четкий, сформулированный обществом идеологический заказ, на выполнение которого и работает подавляющее большинство медийных ресурсов. То есть люди зарабатывают деньги, пропагандируя определенные ценности, воспитывая своего зрителя и слушателя.

 -  Получается, что в ситуации с нашим "плохим" телевидением виновато общество?

 -  Никто не снимает ответственности с людей, которые работают в СМИ. Но, на мой взгляд, педагоги должны формировать такого потребителя массовой информации, который будет требовать от нас как производителей продукт определенного качества и по форме, и по содержанию. В конце концов, телевидение в той части, в которой оно является производством, предлагает товар, который потребитель готов покупать. Сейчас у подавляющего числа людей есть возможность выбора. Но если мы посмотрим рейтинги телеканалов, то увидим, что наибольшее число зрителей почему - то выбирает детектив, триллер, юмористические передачи невысокого качества.

 -  Взрослые могут сделать осознанный выбор. А дети?

 -  Во-первых, у подавляющего большинства детей есть родители - в основном люди если не высококультурные, то хотя бы вменяемые. Они прекрасно понимают, что полезно, а что вредно смотреть ребенку в определенном возрасте. Хотя, как мне кажется, это неправильно - искусственно защищать детей от реалий жизни, отраженных в СМИ. Да, наверное, ребенку до определенного возраста не стоит смотреть ни сцены насилия, ни эротические сцены. Но возьмем те же сюжеты о похищении детей, преступлениях против них. А как можно ребенку объяснить, чтобы он был осторожен, чтобы умел защитить себя от подобных посягательств, если мы не будем ему говорить о том, что это существует в жизни? Вопрос в том - как об этом говорить. Смакование подробностей детям и подросткам совершенно не нужно. Но надо информировать ребенка обо всех реалиях жизни. О том, что есть бедность, болезни, пороки, терроризм, войны. Что кто-то живет хуже, чем он, и нуждается в его помощи. Об этом им надо говорить. Но в форме, которая приносит пользу ребенку, а не вредит ему. Вот здесь, наверное, нужно объединить усилия и педагогов, и родителей, и журналистов.

 -  Как влияет на деятельность средств массовой информации петербургская Лига журналистов, которую вы возглавляете?

 -  В отличие от Союза журналистов - профессиональной, массовой организации - Лига журналистов - объединение владельцев СМИ и главных редакторов. Другими словами - объединение работодателей. С одной стороны, она должна координировать деятельность работодателей, вырабатывать и внедрять общекорпоративные принципы деятельности. Эти принципы, мне кажется, сегодня в большей степени должны быть некими нравственными основами деятельности руководителей СМИ. Важнейшим понятием корпоративной этики должен стать принцип честной конкуренции. Мне кажется, что если не сегодня, то в самое ближайшее время это осознают практически все, кто работает на медиа-рынке. Поэтому именно в последний год возобновился процесс расширения Лиги журналистов. На мой взгляд, она имеет все предпосылки для того, чтоб стать активно работающей корпорацией, объединяющей всех топ-менеджеров и владельцев СМИ Петербурга и Ленинградской области. Лига активно взаимодействует органами государственной власти. Кроме того, как общественная организация Лига имеет право - и пользуется им - выдвигать своих представителей в Общественный совет Петербурга и в российскую Общественную палату. А значит - через своих представителей в этих организация напрямую влиять, в том числе, на принятие законов, которые будут регулировать работу СМИ.

 -  Чем "Россия-Санкт-Петербург" порадует зрителя в новом сезоне?

 -  Объем информационного вещания компании несколько увеличится - появится еще по одному выпуску "Вестей" в выходные дни. Кроме того, наша главная информационно-аналитическая программа "События недели" теперь будет выходить по воскресеньям в 11.10, в более удобное дл зрителя время. Это то, что касается изменений в информационном вещании в количественном отношении.

Естественно, кампания по выборам в Госдуму, а затем - президента РФ придадут общественно-политическому теле- и радиовещанию дополнительную остроту, сообщат ему, скажем так, естественную драматургию.

Произойдут изменения и в местном вещании телеканала "Россия - Санкт Петербург". С 1 сентября его программы будут выходить по субботам с 11.20 до 12.20. В рамках этого часа - новый проект Светланы Агапитовой "Детский вопрос". Он насколько телевизионный, настолько и социальный. Изначально задача, поставленная перед творческой бригадой программы, была сформулирована так: это должна быть телевизионная, интересная, привлекательная программа, поскольку в ней предполагается рассказывать о судьбах конкретных людей. Прежде всего о детях, которые в силу тех или иных обстоятельств остались без попечения родителей. Однако оценка успешности этого проекта будет заключаться не только в его рейтинге, но и в том, как много детей найдут новых родителей, опекунов, попечителей.

В силу ограниченности нашего эфирного времени обычно мы открываем сезон одним новым проектом. Все остальные проекты, которые делал наш канал, сохраняются. "Игры разума" Людмилы Нарусовой теперь будут выходить на телеканале "Культура" - также в рамках региональных окон, которые предоставлены там нашей компании.

 -  В чем особенности освещения на телевидении нынешней предвыборной кампании в Госдуму?

 -  Они продиктованы изменениями в избирательном законодательстве. Мы впервые избираем Госдуму исключительно по партийным спискам. Это, с моей точки зрения, придаст дополнительный импульс не только партийному строительству в России, кристаллизации политических партий, более четкому позиционированию политиков, но и более осознанному самоопределению избирателя - за кого он все-таки хочет голосовать. Не просто за персоналии, а за какие идеи, программные предложения. Каким он видит не только персональный состав будущего парламента, но какой предполагает видеть страну в результате деятельности этого парламента.

Что касается телевизионной компоненты, мне кажется, она станет более структурированной. А избирательная кампания в своей информационной составляющей - осмысленной, серьезной, ответственной. Это не означает, что она станет менее интересной. Наверное, она как раз будет более интересной, но этот интерес будет определяться не некой внешней интригой, хлесткими заявлениями, пиаровскими ходами того или иного экстравагантного политика, а содержательными, сущностными вопросами. И, наверное, таким образом кампания окажется более привлекательной для, думающих, ответственных людей.

Не секрет, что до недавнего времени основную часть электората составляли люди пожилого возраста, которые ориентированы в большей степени на патерналистскую модель общества и государства. На мой взгляд, выборы по партийным спискам будут как раз стимулировать вовлечение в политический процесс людей состоявшихся. Которые не столько ждут от государства социального вспомоществования, сколько хотят самостоятельно и совместно с политиками строить это государство. Поэтому, мне кажется, в этом отношении вовлечение в избирательный процесс социально активных слоев будет возрастать.

 -  Смогут ли телеканалы справедливо распределить эфирное время между всеми участниками предвыборного процесса?

 -  Действующее избирательное законодательство достаточно четко регламентирует работу СМИ в предвыборный период. С моей точки зрения, в этом нет ничего плохого, потому что в нынешней ситуации это служит главной гарантией равного доступа политических партий, которые участвуют в избирательном процессе, к средствам массовой информации. И наша компания как филиал ВГТРК будет, естественно, следовать этому закону и предоставлять всем политическим партиям абсолютно равные возможности. Чтобы избиратель мог сделать максимально осмысленный выбор. Кроме того, по действующему законодательству именно на ГТРК "Санкт-Петербург" возложена обязанность представления бесплатного теле- и радиоэфира для выступления представителей политических партий в этот предвыборный период. Безусловно, и другие общественно значимые события также не останутся без нашего внимания.

 -  По каким критериям будете определять, попадет событие в эфир или нет?

 -  Мне кажется, они должны быть отражены в СМИ пропорционально своей общественной значимости. Потому что способность провести какую-то яркую акцию на улицах Петербурга или Москвы, выступить с хлестким и эпатажным политическим заявлением абсолютно не означает, что данная политическая или общественная сила представляет серьезный интерес и обладает влиянием на реальную жизнь в стране. Зачастую представители тех или иных политических организаций лукавят, когда обвиняют, в частности, государственное телевидение и радио в том, что на них не обращают достаточного внимания. Помните, как в детском фильме: петь громко не значит петь хорошо. Так что критерием отбора для нас всегда будет степень общественной значимости. Да, мы проинформируем о том, что те или иные события происходили. Но мы оставляем за собой право дать оценку этим событиям. Никто этого права у журналистов не отбирает.

 

Дирекция Новости Дирекции Контакты Пресса о нас Программа передач Карта сайта Ссылки

 

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2024, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Регистрационный номер ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Волков Виталий Юрьевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.