|
"Детский вопрос" Светланы Агапитовой
Петербургскую телеведущую Светлану Агапитову зрители любят не только
за красоту, но и за отсутствие "желтизны" и фальши. Ее программа
"Детский вопрос" посвящена малышам, у которых нет радостного детства,
внимательных родителей и их теплой заботы.
- Ваша новая программа называется "Детский вопрос". На какие
вопросы хотите найти ответы?
Хочется верить в то, что добрые программы всегда будут находить
своего зрителя.
- На самом деле мы отвечаем не на детские, а на взрослые вопросы,
которые каждый человек хоть раз в жизни себе задает: что я могу дать
своим детям, как помочь чужим? На мой взгляд, задача программы
заключается в том, чтобы взрослые люди задумались, что они могут
сделать для нашего будущего. А если еще короче, то "Детский вопрос"
посвящен неблагополучным детям. Мы будем говорить о ребятах брошенных,
без социального статуса; о приютских, беспризорных и безнадзорных.
- Что вас вдохновило на участие в передаче - ваши собственные дети?
- У меня четверо детей, а потому детские проблемы для меня
небезразличны. Я давно хотела делать передачу о детях, и мое
собственное желание совпало с желанием руководства канала. К тому же о
чем сейчас еще говорить, если государство наконец-то приступило к
решению демографических вопросов?
- Как удается сочетать работу и воспитание четверых детей?
- Это трудно. Меня выручает режиссер - частенько говорит: "Сиди с
детьми, я съезжу за тебя на съемку". Помогают бабушка и няня. К тому
же на телевидении - ненормированный график, несколько дней работаешь
чуть ли не круглые сутки, а потом несколько дней более или менее
свободные. Стараюсь совмещать.
- Как-то вы рассказывали, что ваша двенадцатилетняя дочка
Александра мечтает стать журналистом...
- Она ходит в кружок журналистики и уже имеет три публикации. Мне
нравится ее стиль, отсутствие маминой "заштампованности", пока еще
очень по-детски непосредственные рассуждения, целеустремленность.
Может быть, с возрастом это и пропадет, но сейчас она пишет
замечательные статьи с тонким юмором и самокритичностью. Надеюсь, что
она не просто хочет быть похожей на маму, а выберет журналистику своей
профессией на всю жизнь.
- А вы в ее возрасте кем хотели стать?
- Тоже журналистом. Правда, дочка меня опередила - я решила стать
журналистом лет в 12, а она - в 7. Моя учительница литературы сказала,
что у меня хорошо удаются сочинения и нужно учиться на факультете
журналистики. Свою первую статью я отнесла в газету "На страже
Родины", и понеслось! В школе я занималась плаванием и мечтала о
карьере спортивного телеведущего. Однажды на чемпионате СССР по
плаванию подошла к известному спортивному комментатору Геннадию
Орлову: "Хочу работать у вас. Можно?" Посмотрел Орлов на меня,
16-летнюю малолетку: "Можно". Осенью, поступив на журфак, я появилась
на Чапыгина, 6.
В первый день пришлось два часа сидеть на телефоне и узнавать, с каким
счетом сыграл "Зенит".
- Зрители помнят вас по программам "Погода в доме" и "Выше
ординара", но помимо этого вы вели не одну передачу. Какая была самой
любимой?
- Каждая из них любима по-своему, правда, некоторые делались легче.
Например, моя первая авторская передача "У всех на виду" была
репортажной, не было сложных раздумий - приехали, поснимали и уехали.
Новая программа достаточно сложна - нужно многое переосмыслить,
анализировать, очень хочется, чтобы зрители полюбили героев - это тоже
во многом зависит от ведущего.
- Ваши передачи отличает сознательный уход от "желтизны". Это ваша
принципиальная позиция или решение руководителей?
- Когда я начинала работать, "желтизны" как таковой еще не было. Я не
стала, как говорил Есенин, "задрав штаны, бежать за комсомолом" и
сохранила доброе отношение к своим героям, что было характерно для
журналистов 80-90-х годов. Мой принцип - общаться со зрителем честно.
Чтобы он чувствовал: мы заинтересованно следим за его жизнью во всех
ее проявлениях. Желательно - необычных, но с "человеческим лицом".
"Чернухи", политического компромата в моих программах никогда не было.
Это не была "установка сверху": руководители просто не могли
предложить мне делать что-то "желтое" и скандальное, потому что я не
такой человек. Увы, сейчас рейтинг подобных передач не очень высокий.
- Почему?
- Во-первых - обилие каналов. В 80-е годы у нас было 3 канала,
ленинградское телевидение было самым любимым, и смотрели только его. В
свое время программа "600 секунд" имела восьмидесятипроцентный рейтинг
- кто сейчас может об этом мечтать? 12-15% сегодня считается большим
успехом канала. Произошло "расслоение" аудитории, но хочется верить в
то, что добрые программы всегда будут находить своего зрителя. Мне
хотелось бы, чтобы молодые люди, посмотрев программу "Детский вопрос",
задумались.
- Как рассказать о человеческом благородстве, избегая ложного
пафоса и нравоучений?
- У нас сразу была установка не показывать конкретных детей и не
говорить: "Возьмите их в семью". Мы решили на конкретном примере
показать, как это делается, а дальше зависит от зрителей - задумаются
они или нет. Может быть, они посмотрят на пару, которая усыновила двух
малышей, и подумают: а почему бы нам этого не сделать? Одними
призывами и голыми нравоучениями ничего не добьешься, можно навести
людей на правильную мысль, а решение они должны принимать сами.
Виктор Сулаев, режиссер-постановщик "Детского вопроса":
- Идея этой программы родилась уже давно, она принадлежит Виталию
Волкову, директору канала "Россия - Санкт-Петербурга"
Этот выбор не случаен: государственная политика обращена на
повышение рождаемости и помощь родителям. Кроме того, существует
проблема брошенных детей. Основная цель нашей программы - оказать
помощь именно таким детям. Мы хотим внедрить в общество мысль о
милосердии к одиноким, брошенным, бездомным ребятишкам и показать, что
не так сложно усыновить ребенка, что государство создало для этого все
предпосылки и возможности. Главное - набраться сил и смелости и
протянуть руку помощи одиноким детям.
- На какого зрителя рассчитана программа?
- Это любой зритель от молодого человека до пожилого, но мы, конечно,
рассчитываем на активную часть зрительской аудитории - это
дееспособные люди, которые могут оказать реальную помощь, но не имеют
конкретной информации, не знают, куда обратиться.
- Как удалось найти оптимальный формат передачи?
- С зарождения программы до ее эфирного воплощения мы все время
поднимали именно этот вопрос - чтобы проект не стал
сентиментально-пафосной историей. Мы говорим о реальной жизни, людях и
историях. Важно, чтобы герои были откровенны - так, в первой передаче
муж с женой говорили, что не сразу смогли найти "своего" малыша.
Правда жизни стоит "во главе угла" передачи. Мы не будем "зацикливаться"
только на семьях - впереди передачи о детских врачах, учителях и
других достойных людях, которые посвятили свою жизнь детям.
- Часто после подобных передач за малышами, мелькнувшими на экране,
выстраивается очередь потенциальных родителей…
- У нас ни в коем случае не будет прямой социальной рекламы или
"анонсирования" конкретных детей, чтобы не получилось, как с котятами,
которых берут по зову сердца, а потом возвращают обратно. Увы, такие
случаи есть. Мы говорим о людях, жизни, возможностях. Но мы не
собираемся создавать очередной интернет-сайт или телевитрину с
фотографиями детей.
- Какие темы вы планируете осветить в будущем?
- Сейчас мы готовим передачу об очень интересной семье, где трое своих
детей и одиннадцать тех, на которых оформлена опека. Конечно, у наших
героев - счастливая история, благополучная жизнь. Есть большая
квартира, есть духовный наставник, есть человек, который помогает
материально. И родители были одними из первых в стране, кто взял
ребенка под юридическую опеку.
Анастасия Горбунова |
|