|
"Иду по жизни с песней!"
Второй открытый конкурс юных вокалистов "Звуки музыки" проводит
"Радио России - Санкт-Петербург". Одаренные дети смогут
воспользоваться уникальной возможностью заявить о себе, сделать первый
шаг на пути к звездной карьере.
Победители в номинациях получат дипломы и смогут записать дуэт с
популярными петербургскими артистами. В жюри конкурса входят такие
известные исполнители, как "Терем Квартет", Станислав Пьеха, Сергей
Рогожин и Лариса Луста, а возглавляет его народный артист России
Эдуард Хиль. С именем певца, представляющего прекрасные традиции
"ленинградского" стиля - той доброкачественной эстрады, которая
никогда не уйдет со сцены независимо от тенденций рынка и моды,
ассоциируется замечательная история советской песни. Он исполнял
произведения лирические и задорные, героические и мужественные,
песни-баллады о человеческих судьбах. С гостем редакции, народным
артистом России Эдуардом Хилем беседует обозреватель по вопросам
культуры газеты "Утро Петербурга" Владимир Дмитриев.
- Эдуард Анатольевич, как молодой исполнитель мог обратить на себя
внимание в советское время?
- Всевозможные конкурсы проводились тогда довольно часто. Помню, был
фестиваль "Белые ночи", в котором участвовали и профессионалы, и
самодеятельность, и студенты театральных и музыкальных учебных
заведений. Работали десятки дворцов культуры, где на высочайшем уровне
преподавались и оперное искусство, и камерное, и песенное, и актерское
мастерство, и навыки игры на народных инструментах. Выступали
потрясающие самодеятельные коллективы, хоры и ансамбли. На радио и
телевидении были детские редакции. Таким образом, молодые артисты
могли пробиться "наверх", получить известность у широкой публики.
- А вы каким образом отличились?
В оперной студии Консерватории, где я занимался вокалом, мы, молодежь,
поставили спектакль Обера "Черное домино". Я там исполнял комическую
партию лорда Эльфорда. Спектакль понравился комиссии, мы выступили на
фестивале "Белые ночи" и получили дипломы лауреатов. Это очень льстило
таким молодым исполнителям, как мы. Но узнавать меня стали в начале
шестидесятых после победы на Всероссийском конкурсе в Москве. В жюри
там были такие легенды эстрады, как Клавдия Шульженко и Леонид Утесов.
- Как сейчас, по-вашему, развивается ситуация с детским
творчеством?
- Сегодня акценты, безусловно, сместились в коммерческую сторону.
Поэтому очень хорошо, что конкурсы и фестивали для одаренных детей все
же проводятся. Их должно быть еще больше, но этим процессом надо
руководить, направлять его в нужное русло. Хотелось бы, чтобы и
менеджеры не просто брали готовенькое, а оказывали реальную помощь
начинающим артистам. Предположим, выделяли бы средства для создания
произведений для детского исполнения. Потому что в настоящее время
дети поют на конкурсах все, что придется.
- Вы участвовали во многих фестивалях и конкурсах. Какие моменты
особенно запомнились?
- Мне довелось представлять нашу страну на популярных фестивалях в
Сопоте и Ополе. Я был членом жюри Сочинского фестиваля политической
песни, а в 1969 году возглавлял жюри по вокалу IV Всесоюзного конкурса
артистов эстрады. Вот этот конкурс наиболее запомнился. Собрался очень
сильный состав участников из всех союзных республик. Мы отметили тогда
"Песняров", "Ореро" и Льва Лещенко. При этом надо было прислушиваться
к мнению номенклатурных чиновников и партийных деятелей. В итоге все
остались довольны.
- На что должен ориентироваться каждый артист в своей творческой
карьере?
- Главное - никогда не останавливаться, сколько бы лет тебе ни было,
каких бы высот ты ни достиг. Надо все время делать что-то - петь новые
песни, придумывать новые программы. Разве художник может остановиться,
написав одну-две картины. Вот, Илья Репин до самой смерти рисовал,
хотя кисть держал в левой руке. Правая уже не работала. Так и артист -
он не может без конца исполнять одни и те же песни, будь они даже
очень популярны.
Конечно, проще всего эксплуатировать то, что когда-то имело успех.
Помните, около десятка групп скрывалось под именем "Ласковый май" и
столько же прикрывались "Миражом". А теперь всеми любимые "Песняры"
распались на несколько коллективов с похожими названиями. Берут старые
фонограммы, выступают с концертами. Но ведь это обман, а не
шоу-бизнес. Разве можно представить себе, что есть два Тома Джонса? Ну
давайте, второй "Биттлз" сделаем?! У нас теперь все возможно. Как
говорится, было бы смешно, если бы не было так грустно. В живом
исполнении и заключается прелесть вокального искусства, где бы это ни
происходило - в опере или на эстраде. В зависимости от того, как ты
себя ощущаешь в этот момент, так и прозвучит музыкальное произведение
- ария, дуэт, баллада, песня.
- Победители конкурса получат возможность записать дуэт со звездой.
Кстати, сейчас мэтры эстрады с удовольствием поют с молодыми звездами.
Модно также исполнять ремиксы на известные произведения. Как вы к
этому относитесь?
- В общем, положительно. Помните, у нас была такая программа "Хиль и
сыновья". Мы с записали несколько песен, популярных в 1960-1970-х
годах, снимали клипы, ездили по стране и за рубеж. И сейчас что-то
поем вместе. Теперь мы планируем выпустить диск под названием
"Дедушка, папа и я - музыкальная семья", включающий много новых
произведений, написанных сыном и другими композиторами. Но все же
ремиксы - это хорошо, когда вещь лучше сделана, чем когда-то звучала.
А не для того, чтобы просто добавить себе популярности.
- Вы как популярнейший певец и председатель жюри, что можете
пожелать молодым вокалистам, участникам конкурса "Звуки музыки"?
- Пользуясь возможностью, я хочу через вашу газету передать свои
пожелания тем молодым людям, что делают свои первые шаги в искусстве,
начинают соприкасаться с прекрасным - с музыкой, со стихами, с
песенной культурой. Не останавливайтесь на первой, пусть даже удачной
записи. Помню, было так, что я несколько раз перезаписывал песню, в
которой угадывал шлягер. Переделывал аранжировку, старался спеть ее
по-новому, приглашал других дирижеров и музыкантов. И добивался того,
что песня становилась популярной. Не расстраивайтесь, если ваше
исполнение "не прозвучало". Тренируйтесь, оттачивайте мастерство, чаще
выступайте перед родными и знакомыми, в школе и институте. Главное -
это живая публика, она реагирует, оценивает. И, когда подойдет новый
конкурс, вы уже будете готовы к нему.
Чтобы стать звездой на эстраде, надо прежде всего сделать свой
репертуар. Работать с композиторами, которые знают твой диапазон, твои
вокальные способности, понимают с каким сопровождением "прозвучит" та
или иная песня. Да и тексты должны быть "без сучка, без задоринки",
чтобы каждое слово было понятно. Идите по жизни с песней!
Подробнее о конкурсе на www.rtr.spb.ru/music |
|