Эфир - это огромный
заряд бодрости Имя Анны Фрадкиной давно
известно петербургским телезрителям. Несколько лет подряд она
знакомила горожан с новостями мира искусства в программе "Вести-культура"
на телеканале Россия. Осенью программа вместе с ее ведущей
переместились на канал "Культура" - и на днях петербургская редакция
подготовила уже сотый выпуск. Тем временем, Анна отмечает свой личный
юбилей - 10 лет работы в телеэфире.
- Анна, помните, когда произошел ваш дебют
на телеэкране?
- Дату легко запомнить -
1 апреля 1999 г. Это была программа "Просыпайся, Питер!" в утреннем
эфире НТВ. Но громко праздновать это событие я не буду: в нашей
редакции у каждого есть свои маленькие юбилеи и достижения. Боюсь,
если мы начнем все это отмечать - рабочий процесс остановится.
- Каким образом ваша программа появилась
на канале "Культура"? -
В октябре руководство ВГТРК выделило на канале "Культура" так
называемые "региональные окна" для местных новостей. Но обрадовался
этому, наверное, только Петербург. Во-первых, мы с 2003 года делали
такое культурное приложение к "Вестям" и были готовы сразу подхватить
инициативу. Хотя это была лишь рекомендация, и я не уверена, что
нашему примеру последовали все регионы. Понятно, что в других городах
происходит гораздо меньше культурных событий, чем в Петербурге.
- Что изменилось в программе, с тех пор
как она поменяла "прописку"?
- Она стала больше соответствовать формату канала
"Культура". Изменилась аудитория: зрители "Культуры" более
"подготовленные", поэтому сюжеты стали в каком-то смысле глубже и
серьезнее. И как результат - после каждой программы телефон у меня на
столе буквально разрывается. Люди следят за каждым словом, каждым
фактом и даже за тем тоном, каким говорит ведущий и корреспонденты.
Таких зрителей ничем не обманешь, иногда такая "въедливость" - в
хорошем смысле - поражает…
- И как вы реагируете на подобную критику?
- Стараемся выслушивать всех и
благодарить за реакцию, какой бы она ни была. Нельзя же допустить,
чтобы люди потом сказали: "Мы звонили в “Новости культуры”, а нам там
ответили некультурно (смеется)".
- Уверен, что вы не только рассказываете о
культурных событиях, но и участвуете в них?
- Стараюсь, по мере возможности. Люблю
ходить на премьеры - театральные, кино. В день
премьеры - особое настроение царит в зале, особая публика
собирается; и случается часто такое, что на обычном спектакле уже не
увидишь. Вот на премьере "Похороните меня за плинтусом" в "Балтийском
доме" сверху на актеров падала мебель. По задумке режиссера декорации
поднимали на специальных платформах, они покачнулись и чуть было не
произошел несчастный случай. Все ахнули, но обошлось, Скляр проскочил.
Но везде не успеешь, поэтому неправильно считать, что абсолютно все, о
чем я рассказываю, я видела своими глазами. Я прежде всего работник
информационного фронта и стараюсь наиболее доступным языком донести до
зрителей полезную информацию. Ведь многие петербуржцы ходят по одному
маршруту: работа - дом - диван - телевизор. А вот когда они включают
телевизор, я могу их заинтересовать, убедить, что не так страшно
сходить в музей или театр. Думаю, что у этой программы есть вполне
образовательная роль. -
Ведущих новостей сегодня часто ругают за речевые ошибки, за слишком
явную личную позицию в эфире… Вас же не раз отмечали за культуру и за
мастерство ведения информационных программ. В чем секрет?
- Ну, во-первых, в нашей стране все точно
знают: как управлять государством, как играть в футбол и как вести
телепрограммы (смеется). Все советчики. А что касается ведущих, так
поменьше самомнения нужно иметь - если ты в чем-то не уверен, чего-то
не знаешь, нужно проверять и уточнять. Для этого есть словари, есть
Интернет, есть коллективный разум редакции. Что касается личной
позиции, вряд ли кого-то из зрителей она интересует. Конечно, нельзя
быть просто чтецом без эмоций, но если ты профессионал, то интонация
или взгляд могут сказать многое.
- А что важнее - опыт или образование?
- Диплом журналиста, конечно,
полезен, но многому нельзя научиться в институте. Для ведущих,
например, есть понятие телегеничности. Иногда человек милый и приятный
в жизни вдруг становится своей полной противоположностью в кадре. В
этом смысле телеэкран - жестокая вещь.
- Редакция петербургских "Вестей" - это
настоящая кузница кадров. Как к вам попадают новые сотрудники?
- В редакции работают люди с разным
образованием, но, к сожалению, становится все более заметно, что у
журналистики теперь "женское лицо". На практику к нам приходят
сплошные девушки, это заметно и на факультете журналистики. Ау, юноши,
где вы?! А как попадают? Приходят, пробуют. Главное - хотеть,
пытаться. - И что
помогает держать себя в форме?
- Многие считают, что телеведущие
ведут исключительно звездный образ жизни. Я не говорю о шоуменах.
Ведение информационного выпуска - это работа, причем очень тяжелая,
ответственная. И никому не интересно: выспался ли ты, что у тебя болит
в это время - ты обязан выглядеть хорошо, вызывать доверие, обладать
хорошей дикцией, приятной интонацией. Приходится отказываться от
некоторых вещей - от мороженого, например (смеется).
- После этого вы не жалеете, что стали
ведущей новостей, а не развлекательного шоу. Ведь им достается больше
славы и внимания? -
Ну, я бы не сказала... Ведущих новостей в рейтинговое время знает вся
страна. А вообще, я бы не отказалась попробовать свои силы в других
жанрах, если появится такая возможность. Учитывая, что многое моей
жизни произошло по воле случая, все можно ожидать. А новости - очень
интересная область деятельности. Хотя бы потому, что здесь нет ничего
постоянного.
Серафим Романов |