10-12-2024
21 декабря будет представлена петербургская премьера оперы "Милосердие" по пьесе Николая Рериха
Оперу в концертном исполнении представят на сцене Концертного зала Мариинского театра. Украсит постановку видеоперформанс на основе картин художника. Премьера оперы в Петербурге – важный этап празднования 150-летия со дня рождения выдающегося русского художника и философа. Елена Медведева расскажет подробности.
Пьеса "Милосердие" была написана Николаем Рерихом в ноябре 1917 года в Сердоболе - ныне Сортавала – менее, чем за две недели. Он создал ее под впечатлением от событий Первой мировой войны, двух революций. В пьесе проявляется дух великого гуманиста, который выступает против разрушения культуры. Этот гнев переплетается в повествовании с надеждой на новую эпоху, где царят разум и свет. Спустя 100 лет пьеса была поставлена в стенах Петербургского государственного музея семьи Рерихов в содружестве с театрами города, рассказал директор музея Алексей Бондаренко: "Николай Рерих написал эту пьесу в 1917 году в очень короткий промежуток времени. И ровно через сто лет мы к ней вернулись и был опыт драматической камерной постановки у нас в музее. В драматическом варианте эта пьеса существует, она была адаптирована, сокращена. На разных площадках и в разных городах прошла эта вещь. Но конечно, Николай Рерих ожидал музыкального воплощения, это действительно очень важно. И я думаю, что волновались мы не меньше, чем наши коллеги, которые организовали этот процесс, потому что у нас было свое волнение и своя ответственность, ответственность за милосердие Николая Рериха". Над созданием оперы работал композитор, профессор Московской консерватории Александр Чайковский, который отмечал, что это было очень интересно, но трудно. Пришлось усилить лирическую составляющую, что добавило новые краски в Рериховсий текст, его драматическое повествование о борьбе света и тьмы. Концертное исполнение оперы состоялось в московском "Зарядье" весной этого года. И вот теперь оперу услышат петербуржцы, рассказал музыкальный руководитель проекта, дирижер Михаил Татарников: "Премьера мировая состоялась и вот теперь уже второе исполнение в Петербурге, родине Рерихов и моей. Это уже значит, что музыка жива, процесс запущен, и он необратим. Это очень важно. И я думаю, уже после этого исполнения музыка начнет свое триумфальное шествие. Эта опера, в чем я абсолютно уверен, показывает, что это опера жива, она очень яркая, очень сценичная и она будет жить большой, счастливой жизнью и она сейчас еще более актуальна, чем в начале года". Фонд поддержки классического музыкального искусства ФЭС выступил продюсером постановки. Его исполнительный директор, соавтор проекта Татьяна Антоновская рассказала, что идея переложить пьесу на музыку зрела уже давно: "Мы заинтересовались творчеством Рериха и погрузились в него достаточно глубоко, как могли. Мы нашли пьесу "Милосердие" и нашли еще письмо Рериха к Александру Бенуа, где Рерих писал о том, что он хочет, чтобы эта пьеса была положена на музыку, потому что только музыка, по его мнению, могла придать этой пьесе грандиозный стиль. Мы очень этим озадачились и, конечно же, подумали о том, что какой же жанр, как не опера, может придать действительно грандиозный стиль. Ну, и дальше уже пошел процесс подготовки, и мы отказов нигде не встречали". Авторы проекта поделились своим планами сделать оперу полноценной сценической постановкой. Возможно, это удастся к осени следующего года.