Вы здесь: Главная " "Радио России - Санкт-Петербург" " Конкурс  
 

 Конкурс Радио России и музея-заповедника "Царское Село"

В 2010 году Царскому Селу исполнится 300 лет. В июне нынешнего года вышел Указ президента России о праздновании этой даты. К юбилею в музее-заповеднике идут большие реставрационные работы: возрождается уничтоженное в годы Великой Отечественной войны.
Для ценителей Царского Села, для тех, кто еще только мечтает в нем побывать, Радио России вместе с музеем - заповедником "Царское Село" 15 октября 2008 года объявили конкурс - викторину.
Конкурс будет проходить в три тура: октябрь-декабрь, январь-март, апрель-июнь. По итогам каждого тура победители получат в награду: книги, альбомы, диски о Царском Селе.

ВНИМАНИЕ: По завершении всего конкурса самых активных и любознательных ждет сюрприз.

Отзывы о конкурсе


1 апреля - прозвучат правильные ответы на три первых вопроса.
Последний срок отправки писем с тремя первым вопросами 31 марта.


Вопросы второго тура викторины: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Ответы второго тура викторины: 1, 2, 3, 4


1 вопрос:
До сих пор наши вопросы были посвящены архитекторам, поэтам, историкам. Герой сегодняшнего сюжета - администратор.
Родился он в последней четверти XVIII века, был боевым офицером. Он героически участвовал во многих сражениях наполеоновских войн, был тяжело ранен, но после лечения вернулся в строй и продолжал воевать. По окончании войны получил назначение на важный пост. И на протяжении нескольких десятилетий в его ведении было состояние улиц и домов, больниц и конюшен Царского Села.
Он в короткий срок привел в порядок улицы и дороги. Построил новые госпитали, улучшил быт дворцовых служащих и жителей Царского Села. Три императора высоко ценили его заслуги. Хотя с одним из них, бывшим в ту пору наследником престола у нашего героя состоялся не совсем приятный разговор.
Рассказывают, что однажды герой нашего сюжета увидел в саду наследника престола, ехавшего по пешеходной дорожке. Генерал ( а он имел такое звание) почтительно предложил наследнику вернуться:"Вы тот, кто должен служить примером, а не делать беспорядки", - сказал он будущему императору. Рассказывают, что наследник довольно долго с большим неудовольствием помнил о сделанном ему замечании. Но став императором, он относился к нашему герою с большим уважением.
Напишите, о ком идет речь? Какое почетное звание получил он впервые в истории Царского Села?

2 вопрос:
Царское Село не зря называют "городом муз". Здесь все дышит поэзией, причем поэзией самых разных стран и эпох. Сочиненное здесь и в разных частях Европы находит удивительное преломление в царскосельских парках...
Итак,
некий баснописец в Древней Греции сочинил басню. Спустя столетия ее по-своему пересказал его французский коллега. Французская басня вдохновила представителя другого вида искусства, но не литературы, и то, что создал этот автор в Царском Селе, подвигло некоего юношу ХIX века к написанию стихотворения, которое использовал для своего романса петербургский композитор со странным "императорским" именем.
Но это еще не все. Стихотворение, использованное для написания романса и то "нечто", что вдохновило поэта, вместе возбудили в груди известного поэта XX века чувство, близкое к ревности.. И это чувство, в свою очередь породило еще одно стихотворение.

Итак, надо назвать несколько имен. Это во-первых, древнегреческий и французский баснописцы и их басня, во-вторых, создатель некоего произведения искусства, созданного им для Царского Села. Далее надо назвать юного поэта девятнадцатого века, отозвавшегося на то, созданное для Царского Села произведение искусства, и затем назвать композитора с "императорским именем", написавшего музыку к этому стихотворению. И, наконец, назовите поэта двадцатого века, откликнувшегося на стихотворение предшественника из века девятнадцатого с чувством подобным ревности к тому произведению.

3 вопрос:
Мы привыкли к тому, что современные архитекторы, желая угодить заказчику, экспериментируют, ищут новые формы, новые материалы. Представьте себе, также точно искали и экспериментировали архитекторы прошлого, которых мы с вами называем великими. И порой, они находили самые неожиданные материалы для отделки интерьеров или фасадов своих творений.

Один из создателей Екатерининского дворца в отделке двух залов использовал материал, очень редко применяемый для отделки стен. Любопытно, что хотя речь идёт об одном и том же материале, залы имеют различную окраску. Хотя материал этот выглядит очень эффектно, он не стал широко использоваться в отделке интерьеров.

Другой царскосельский архитектор, перестраивавший позднее некоторые залы, также много экспериментировал с отделочными материалами, используя для отделки различные самоцветы и драгоценные металлы. В отделке одного из залов он использовал иной материал – не метал и не камень, не кожу и не штукатурку, не шёлк и не холст...

Выполненные детали отделки делают помещение очень изящным. Кстати, для отделки этого и некоторых других помещений архитектор использовал произведения одной известной английской фирмы

Напишите об отделочном материале, с помощью которого некий архитектор оформил в Екатерининском дворце два зала разного цвета. Каким необычным для отделки интерьеров материале позднее воспользовался его коллега, оформляя другой зал. Изделиями какой английской фирмы он воспользовался?

4 вопрос:
Так сложилось в истории, что из деятелей русского искусства XVIII-XIX веков мы лучше знаем тех, что приехали к нам из-за границы. Меж тем, были среди придворных архитекторов, художников, композиторов очень яркие фигуры российского или украинского (как тогда говорили – малороссийского) происхождения.

В камерфурьерском журнале есть запись, где говорится о том, что Екатерина II, сидя в Янтарной комнате Екатерининского дворца, слушала духовный концерт одного из русских композиторов XVIII века. Так как янтарная комната достаточно невелика, хор располагался в одном из соседних залов. (Вы ведь помните, что Янтарная комната располагается почти в центре Золотой анфилады. Двери в соседние залы были распахнуты и музыка была отлично слышна. Расскажите об этом композиторе.

Чтобы дать направление вашим поискам, добавим, что композитор этот сначала учился в Петербурге у одного из придворных капельмейстеров итальянского происхождения, а затем был отправлен в Болонскую академию, в которой обучался одновременно с выдающимся австрийским композитором. Русский музыкант оказался весьма востребован в Италии. Его оперы и концерты исполнялись во многих городах этой музыкальной страны.

Что ждало композитора по возвращении на родину? Об этом мы тоже хотели бы прочесть в письмах радиослушателей.

Ещё одна любопытная деталь. Когда композитор собрался жениться, оказалось, что его невеста – католичка, а это совсем не приветствовалось российскими властями, и он вынужден был обратиться к императрице за поддержкой. Екатерина дала согласие на этот брак и даже пожаловала невесте собственное платье.

Итак, мы ждём ваши письма с рассказом о судьбе выдающегося и незаслуженно забытого композитора, происходившего из Российской империи, а не приехавшего из Италии или Германии. Он учился в Болонской академии почти одновременно с выдающимся австрийским музыкантом, чьё имя мы также просим вас назвать. Желаем удачи!

5 вопрос:
За три дня до роковой дуэли Пушкина 24 января 1837 года в Петербурге в присутствии иностранных дипломатов состоялось некое событие. По документам известно, что среди иностранных дипломатов были Голландский посол барон Я.Т.Геккерен, секретарь посольства Д`Аршиак и Жорж Дантес.
Событие это к скорой дуэли Пушкина с Дантесом не имело никакого отношения. Зато имело прямое отношение к Царскому Селу. Главным действующим лицом в этом событии был некий чех. И было это событие связано с важным изобретением, о котором Пушкин писал в журнале "Современник": "...нужно понять и усвоить великое изобретение, которому принадлежит будущее".
Попробуйте определить, что за событие происходило 24 января 1837 года, и о каком "великом изобретении" писал Пушкин? Какое отношение это изобретение имело к Царскому Селу?

6 вопрос:
Все мы со школьной поры знаем историю о том, как во время выпускного экзамена в Лицее Державин заметил и выделил из всех юных лицейских поэтов Александра Пушкина.
Об этом рассказывают на уроках, этот момент запечатлен в картинах... И все это давно превратилось в многократно залитую лаком икону. Под слоями лака скрылись и смазались черты, остался плохо различимый лик... Но один из лучших писателей - литературоведов ХХ века сумел так описать приезд Державина в Лицей, что древний лик вдруг превратился в живое лицо, и бронзовая статуя превратилась в живого, хоть и довольно старого человека.
А начинался приезд Державина в Лицей со встречи...
Впрочем, кто встретил великого поэта в Царскосельском Лицее, предстоит написать вам, уважаемые конкурсанты. Напишите также о другом романе этого писателя, действие которого в значительной мере связано с Царским Селом.

7 вопрос:
В конце прошлого года отмечалось 500-летие архитектора, чье творчество и поныне оказывает влияние на архитекторов всего мира. В Царском Селе также легко обнаружить постройки, созданные под влиянием этого мастера. Одну из них вы назовете без труда. Это сравнительно камерное сооружение. Любопытно, что в Великобритании (в которой, заметим, архитектор никогда не бывал) есть точно такая же постройка. Назовите имя архитектора и постройки.

Расскажите, пожалуйста, и о постройках, созданных в Царском Селе архитектором, который часто подписывал свои письма не собственным именем, а словосочетанием, включавшим фамилию выдающегося предшественника, чье 500-летие отмечалось в прошлом году.

8 вопрос:
Речь в этом задании пойдет об известной книге, связанной отчасти и с Царским Селом.
В прозаическом тексте, подписанном датой 25 января 1944 года, известный автор рассказывает о поездке, совершенной им в обществе еще трех спутников. В ту поездку мечтали отправиться очень многие, но поехать смогли только четверо. Свой прозаический текст автор завершает поэтическими строфами, вплетая в них две строки известного поэта.
Напишите, пожалуйста, в какой книге в главе, подписанной датой 25 января 1944 года, автор описывает поездку четырех человек. Что это была за поездка? Кто этот известный автор, завершивший рассказ о поездке стихами, в которые вплетены строки другого известного поэта?

9 вопрос:
Этот вопрос предельно лаконичный и даже загадочный.
Перед вами некие числа или цифры:
69 градусов, 43 минуты, 50 секунд и 170 градусов, 47 минут.
Вам предстоит определить, что связывает эти числа или группы цифр с историей Царского Села.
Если Вы не можете найти ответ, сразу не отчаивайтесь. В первом туре мы получали письма от тех, кто не находил ответ в книгах, но начинал логически мыслить и приходил к правильному решению.

10 вопрос:
Царское Село – это своего рода увеличительное стекло. Как увеличительное стекло, собирая в пучок рассеянный свет, зажигает огонь, так Царское Село сосредоточило шедевры самых разных видов искусств, соединило самых выдающихся архитекторов, художников, поэтов, учёных, государственных деятелей, политиков, военных. Но из-за этого обилия многие яркие явления и многие выдающиеся личности остаются в тени, ведь всех поэтов Царского Села затмил Пушкин, все учебные заведения Царского Села - Царскосельский Лицей, а все парки - Екатерининский.

И всё же! Всё же мы хотим, чтобы участники конкурса, а вслед за ними и радиослушатели, которые письма нам не пишут, но интересуются историей Царского Села, приоткрыли для себя некоторые из этих теневых страниц.

А для этого просим вспомнить одно из учебных заведений Царского Села и его директора, оставившего нам на память некую чудесную шкатулку.


Ответ на первый вопрос второго тура: Яков Васильевич Захаржевский (1780-1865) – Главноуправляющий Дворцовыми Правлениями и городом Царское Село – ПЕРВЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ГРАЖДАНИН города Царское Село.

Яков Васильевич Захаржевский был участником Отечественной войны 1812 года. Принимал непосредственное участие в сражениях при Бородине 07.09.1812,Тарутине 18.10.1812. Малом Ярославце 24.10. 1812, Бауцене 20-21.05.1813, Дрездене 26-27.05.1813 и Лейпциге 16-19.10.1813. В сражении по Лейпцигом Я.В. Захаржевский получил ранение и потерял ногу. За отличие, проявленное под Лейпцигом и во всех предшествующих сражениях, 25 ноября 1814 года был произведен в генерал-майоры от артиллерии.

13 февраля 1817 года Я.В. Захаржевский заступил на должность Главноуправляющего Царскосельскими Дворцовыми Правлениями и городом Царское Село. В Указе о назначении Захаржевского на должность Император Александр I писал…» я надеюсь, что новое сие поручение исполняемо Вами будет с усердием и надлежащей точностью». В ведении Главноуправляющего были дворцы, сады, парки, дороги, казенные здания. Специально была создана Канцелярия по управлению городом Царское Село. Я.В.Захаржевский, несмотря на занятость по дворцовым делам, много внимания уделял бытовой жизни города. За выслугу лет в 1829 году не будучи на военной службе он получил чин генерал-лейтенанта, а в 1843 году чин полного генерала от артиллерии. Когда в 1835 году выяснилась необходимость в восстановлении Софии, Я.В. Захаржевский составил план постройки новой городской части на пространстве от Софийского Собора до Павловского шоссе. И до настоящего времени одна из улиц этой части города продолжает носить имя Захаржевского – Захаржевская улица. Кроме воинских чинов Я.В.Захаржевский был награжден орденами св. Владимира 4 степени с бантом, св. Анны 2 класса и св. Георгия 4 класса.

Граждане Царского Села в знак глубокого уважения и признательности за добросовестное отношение к нам постановили» предложить ему звание ПЕРВОГО ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА города Царское Село и , изваяв бюст его, поставить в зале общественных собраний Ратуши». 12 декабря 1864 года по докладу Министра Императорского двора Александр II соизволил на представлении...» принять звание Первого Почетного гражданина города Царское Село».

На посту Главноуправляющего Я.В. Захаржевский находился 48 лет. Скончался Я.В.Захаржевский 2 марта 1865 года и по Постановлению Императора Александра II его похоронили в склепе городского Екатерининского Собора.
(Собор был построен по проекту архитектора К.А.Тона в 1835-1840 года в стиле Суздальских соборов, взорван в 1939 году).

В 1902 году к Ратуше был пристроен новый парадный зал по проекту архитектора А.Р. Баха. В этом зале находились портреты Александра II. Александра III. Николая II, бюсты Екатерины I, Екатерины II, Александра I, Александра II, а в аван-зале бюст генерала от артиллерии Якова Васильевича Захаржевского – ПЕРВОГО ПОЧЕТНОГО ГРАЖДАНИНА Царского Села. В настоящее время этот бюст находится в Екатерининском дворце Царского Села ( служебный вход ).

ЛИТЕРАТУРА.

С.Н.Вильчковский. Царское Село, Санкт-Петербург, 1911.
В.М. Глинка, А.В.Памарнацкий. Военная галерея Зимнего дворца, Изд. «Аврора», Л., 1974.
Л.С.Мартынова Я.В. Захаржевский – Главноуправляющий Дворцовыми Правлениями и городом Царское Село. Сборник «Хранители». Материалы XI
Царскосельской научной конференции, Санкт-Петербург, 2005.

ШАПЛЫГИНА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА - Санкт-Петербург
Примечание: В парке Я.В.Захаржевский сделал замечание цесаревичу Александру Николаевичу, будущему императору Александру II
.

Ответ на 2 вопрос: Древнегреческий баснописец Эзоп, живший примерно в период с 640 по 560 гг. до н. э., был очень умным, сообразительным и талантливым человеком, оставившим потомкам в наследие примерно 400 басен. Упоминание о нём впервые встречается у историка Геродота (5 в.), который сообщает четыре вещи: баснописец; жил на острове Самосе и был рабом Иадмона (1-я треть 6 в. до н. э.); за что-то был убит в Дельфах. На этом кончаются факты, и начинает работать народная фантазия о жизни и личности Эзопа. Тем не менее утверждается, что многие басни, сочинённые Эзопом в прозе, послужили материалом для следующих баснописцев.(Литература: Таранов П.С. Эзоп. Анатомия мудрости: 120 философов. Симферополь: Таврия, 1997 г.)
Жан де Лафонтен (8.07.1621 - 13.04.1695) Занимался философией и поэзией. 6 книг басен "Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном" написаны вольным стихом. Басня "Девушка с кувшином" ("Молочница", "Дева") повествует о том, как крестьянка Пьеретта несёт кувшин с молоком на рынок, мечтая о выгоде от продажи, о покупке яиц, курочек, свинки, коровки и т.д. Подпрыгивает от счастья - кувшин падает, разбивается. Пьеретта горюет
. Сюжет этой басни вдохновляет скульптора.
Павел Петрович Соколов (1764 - 1835), знаменитый русский ваятель, создал фонтан "Девушка с кувшином". Статуя установлена в Екатерининском парке в 1816 году. Это один из самых поэтичных памятников, его считают символом Царского Села. (Литература: Екатерининский парк. Внешторгиздат. Изд. ЛО-9017. 31.07.85.) Гранитная скала служит пьедесталом для бронзового изваяния девушки, которая в грациозной позе предаётся грустным размышлениям
. А из горлышка кувшина изливается струя прозрачной холодной воды, как источник неиссякаемого вдохновения.
А.С. Пушкин, которого многое связывало с Царским Селом, в 1830 г. написал стихотворение "Царскосельская статуя". Стихотворение посвящено бронзовой статуе. Впервые оно было напечатано в альманахе "Северные цветы" (1832г.) , который был данью памяти умершего друга Пушкина - Дельвига. Стихотворение написано в элегическом духе, что соответствует стихам умершего друга: "+Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит".(Литература: А.С.Пушкин. СС в 10 тт. Т.2. М. "Худож.лит.", 1974.) Нужно ещё заметить, что Пушкин любил Лафонтена. В стихотворении "Городок" в шутливой форме пишет и о французском поэте. Лафонтен для него прежде всего автор басен, которые входили в программу лицейского обучения. "Мудрец простосердечный, Ванюша Лафонтен!" И уже на стихи А.С.Пушкина был написан романс.
Кюи Цезарь Антонович (18.01.1835 г. - 13.03.1918г.) переложил на музыку стихи А.С. Пушкина и родился романс "Царскосельская статуя". Кто же такой Цезарь Кюи? И почему такие необычные имя и фамилия? Инженер-генерал, замечательный русский композитор. Родился в Вильно; сын француза, оставшегося в России после похода 1812 г., и литвинки Юлии Гуцевич. Музыкальная одарённость проявилась очень рано. В 1851 г. поступил в Инженерное училище, по окончании произведён в офицеры, а ещё через два окончил инженерную академию. Он был не только профессором военной фортификации, но и композитором, музыкальным критиком, членом Могучей кучки и Беляевского кружка. Писал оперы: "Кавказский пленник", "Капитанская дочка", "Пир во время чумы", "Каменный гость", "Красная Шапочка", "Кот в сапогах", "Иванушка-Дурачок" и др. После опер наибольшее художественное значение имеют романсы (около 400), в которых он отказался от куплетной формы и от повторений текста. Наиболее популярный романс "Царскосельская статуя". (Лит.: Грушко Е.А., Медведев Ю.М. Энциклопедия знаменитых россиян.- М.: ООО Прессверк, 2001). И наконец
- А.А. Ахматова. Стихотворение "Царскосельская статуя" написано в октябре 1916 г. в Севастополе. Посвящено Н.В.Н. Впервые напечатано в первом номере журнала "Аполлон" без посвящения. Для Ахматовой Пушкин - гений, учитель. Она хотела быть самой первой его ученицей и никому не уступать первенство припасть к его поэзии. По словам Л. Я. Гинзбург ,она его ревновала ко всему женскому , в том числе ,и к царскосельской статуе-фонтану, которую сделал знаменитой Пушкин, воспев её. Ахматова своей "Царскосельской статуей" ответила раздражённо, почти разъяренно: " И как могла я ей простить/ Восторг твоей хвалы влюблённой../Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно обнажённой/. Ведь это звучит так: "Пушкин, боже мой, ты же ошибся, Пушкин, она - царскосельская статуя - не такая, какой ты её увидел, - не та" Ахматова ревновала Пушкина и не могла простить его жену Наталью Гончарову, она считала её виновной в гибели поэта. Она - Наталья Гончарова - не та. (Лит.: Анна Ахматова. СС в двух тт. Т. 1. М. Изд "Правда". 1990. Н.Скатов. Книга женской души.
Царское Село -это действительно Город Муз.

Щербак Раиса Фёдоровна и Иван. Таганрог

Ответ на 3 вопрос второго тура:

Несколько лет работал в Царском Селе выдающийся зодчий Франческо Бартоломео Растрелли. Это он создал два зала разного цвета,но из одного материала. Комнаты эти назывались "столбовые" Малиновая и Зеленая. Материал был один и тот же - стекло. Но фольга подложенная под стеклянными пилястрами("столбами") разная, одна малинового цвета, другая зеленого, поэтому комнаты стали называть Малиновая и Зеленая. От фольги пилястры искрились и переливались. В ювелирном искусстве, есть такой термин - подфольговка или подложка. Цветная фольга подкладывалась под камень при закрепке камня, что усиливало отражение лучей и камень "играл" лучше, так же при разнообразной фольге белый камень становился другого цвета. В XVIII и XIX вв. нередко такую цветную фольгу подкладывали под бесцветные, прозрачные бриллианты, что придавало бриллианту окраску и интенсивность отраженного света.

Второй архитектор, который использовал необычный материал в создании комнаты совместно с английской фирмой был Чарльз Камерон. Комната-Опочивальня была отделана тонкими пластинами молочно-белого стекла. Стекла крепили, подкладывая белую фланель, чтобы цвет стекла был ярче. Стекла изготавливались на Петербургском заводе в Озерках. Здесь же впервые стены были украшены работами английского керамиста Веджвуда. Его фабрика открылась в 1762 году. Двадцать девять барельефов Веджвуда украшали Опочивальню. Барельефы купили в 1780-1781 гг из английского фарфора за 1760рублей.(Синий кабинет тоже был отделан из стекла, но по мимо белого здесь еще присутствовал синий цвет и даже мебель была стеклянная, но ничего не сохранилось, кроме стеклянного стола, который теперь стоит в Опочивальне).Фирма которая изготавливала барельефы для Опочивальни называлась-"Веджвуд".

Источники- Зодчие Санкт-Петербурга. XVIII век.Лениздат.1997год. Лилия Кузнецова: "Петербургские ювелиры" Век восемнадцатый бриллиантовый...
Москва-Санкт-Петербург. ЦЕНТРПОЛИГРАФ. 2010 год.
Д.Стоун."Ювелирная энциклопедия".СПБ.СЗКЭО. "КРИСТАЛЛ".2008год.

Акжигетова Наталия Васильевна. Москва

Примечание: Парадную опочивальню Екатерины, украшенную бисквитными планкетками Веджвуда, императрица Мария Александровна использовала как гостиную.

Ответ на 4 вопрос второго тура:

Искать ответ на четвёртый вопрос викторины мне было особенно приятно, так как по образованию я - музыкант, пианистка. Очень люблю хоровую музыку, несколько лет работала концертмейстером с хоровым коллективом.

Ответ на 4 вопрос: М. С. Березовский - русский композитор украинского происхождения; первый русский автор в жанре классического русского хорового концерта.

Максим Созонтович Березовский - один из многих деятелей нашей культуры, чья творческая судьба начиналась очень ярко и плодотворно, но закончилась рано и трагически. В его биографии немало "белых пятен". Документальных материалов почти не сохранилось, а жизнеописания композитора, публиковавшиеся в XIX в., в основном базировались на домыслах и предположениях. Долгое время место М.Березовского в истории отечественной музыкальной культуры определялось исключительно его значительным вкладом в развитие жанров духовной музыки. Однако в ХХ веке были обнаружены принадлежащие композитору произведения светского характера. Их художественные достоинства еще раз подтвердили уникальность дарования автора. Найденные сочинения позволили отодвинуть начало формирования русской композиторской школы с 1780-х гг. (творчество Д.Бортнянского, Е.Фомина, В.Пашкевича, И.Хандошкина) на 1760-е - начало 1770-х гг. - время создания Березовским его лучших хоровых концертов, инструментальных произведений и оперы.
Место рождения Максима Созонтовича Березовского (16.10.1745 (?), Малороссия - 22.03.1777, С.-Петербург) неизвестно, но детство его скорее всего прошло в украинском городе Глухове, где находилась певческая школа, славившаяся своими традициями, имевшая великолепный хор и где со времен императрицы Елизаветы готовили певчих для петербургского придворного хора. Отец будущего композитора был, по-видимому, небогатым малороссийским дворянином. Некоторые источники утверждают, что М.Березовский учился в Киевской духовной академии, где проявил яркое музыкальное дарование, однако имя его в документах академии не сохранилось.

В 1758 г. Б. переехал в С.-Петербург (возможно, благодаря протекции фаворита императрицы Елизаветы Петровны К. Г. Разумовского) и попал в штат музыкантов наследника престола - будущего императора Петра III Федоровича. Благодаря прекрасному голосу Березовскому поручили исполнение ответственных партий в операх Ф. Арайи и В. Манфредини. Педагогами Б. считаются придворный капельмейстер Франческо Цоппис (композиция) и Нунциани (вокал), а также он, возможно, учился у композиторов В.Манфредини и Б. Галуппи. Известный венецианский музыкант Бальдассаре Галуппи долгое время руководил Придворной капеллой - главным хором России в середине XVIII столетия. Он высоко оценил талант Максима Березовского.
После восшествия Петра Федоровича на престол Березовский был переведен в итальянскую придворную труппу, но продолжал принимать участие в выступлениях Придворной певческой капеллы (духовные концерты во время постов, службы в императорской домовой церкви, пение во время званых обедов, прогулок, балов и карнавалов и т. п.). В те годы появились первые духовные сочинения Березовского. Он пишет ряд хоровых концертов, которые сразу же завоевывают не только признание специалистов и светской публики, но и самую широкую популярность.
Выступая как певец-солист, Максим Березовский, снискавший себе славу как композитор, был одновременно известным и крупнейшим актером русского музыкального театра того времени. И только репутация исключительно одаренного человека спасла служебное положение музыканта после свержения
императора Петра III, ко двору которого он был приближен. Одно за другим готовит он новые сочинения. Так 22 августа 1766 года в Янтарной комнате Екатерининского дворца в Царском Селе состоялся музыкальный вечер. Во время игры в карты
"придворными певчими пет был концерт, сочиненный музыкантом Березовским", как сообщает Камер-фурьерский журнал.

В 1763 г. М. Березовский женился на дочери валторниста придворного оркестра Франциске Ибершер. Выпускница Ораниенбаумской театральной школы
(где они, по-видимому, и познакомились) в дальнейшем выступала как "фигурантка" (т.е. в кордебалете) на сцене придворного театра. Невеста имела католическое вероисповедание. Это препятствие было разрешено именным указом Екатерины II. Императрица "изволила указать... певчему Максиму Березовскому дозволить жениться... на танцевальной девице Франце Ибершерше и притом соизволила... пожаловать ей платье". Но через десять лет, когда Максим Созонтович уже вернулся из Италии, "фигурантка Франца Березовская" уволилась со службы при дворе и исчезла. Возможно, даже уехала из России.

В 1765-1774 гг. Березовский жил в Италии, куда был направлен для совершенствования. Среди именитых российских музыкантов Березовский стал
одним из первых посланников в Италию. В Болонской академии он учился у одного из самых ярких представителей музыкальной культуры Италии - падре Джамбаттиста Мартини. Максим Березовский стал одним из любимых учеников Мартини. Падре рекомендует его в число болонских академиков. Экзамен был назначен на 15 мая 1771 года. И Максим Березовский выдержал экзамен в Болонской филармонической академии на звание академика. Этот титул он получил единогласным решением коллег. За несколько месяцев до этого- в 1770
году академиком был назван 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт
- великий австрийский композитор. Одновременно с М.Березовским экзаменовался чешский композитор Й.Мысливечек. В 1771 г. они оба получили статус иностранных членов академии.
После триумфа в Болонской академии он пишет одно за другим несколько
хоровых произведений и оперу "Демофонт", которая была поставлена в Ливорно и имела большой успех. Композитор в течение четырёх лет путешествует по Италии продолжает активно сочинять. В Италии композитором была сочинена Соната для скрипки и чембало, а также "Литургия св. Иоанна Златоуста" (отослана в качестве отчета в С.-Петербург).

М.Березовский вернулся в Петербург в октябре 1773 г. Знакомство Березовского с графом А.Г. Орловым дало повод биографам композитора связать
постановку "Демофонта" и возвращение композитора в Россию с пленением княжны Таракановой, что опровергается документальными источниками. Блестящее завершение итальянского путешествия, получение звания академика, прекрасный отзыв о постановке его оперы, постоянный и неизменный успех при дворе его духовных композиций давали М.Березовскому основание надеяться на успешную карьеру. Многие биографы считали, что по возвращении в Россию он был зачислен на скромную должность в Придворную капеллу и его талант не был оценён, что и послужило причиной его ранней гибели. Однако последние архивные находки свидетельствуют: М.Березовский был назначен капельмейстером Придворной капеллы - немалую должность для русского музыканта в то время.
Но, судя по всему, талант Березовского всё-таки не нашел применения. При
дворе господствовала плеяда итальянских музыкантов во главе с Джузеппе Сарти.

Неудачи и нужда преследуют композитора. Фаворит Екатерины Г.А. Потемкин задумал подкрепить свой проект создания государства на юге России открытием
в будущей столице - Екатеринославе - музыкальной академии. Она должна была бы соперничать с такими известными академиями, как, например, Болонская.
Потемкин долго, более 10 лет, искал нужных для этого людей, приглашал
даже В. Моцарта, а Березовского, как наиболее выдающегося русского композитора, да еще и как дипломированного академика, заочно назначил директором. Но этот проект организации музыкального центра так и не был осуществлен.

Три последних года жизни Березовский много сочинял, именно в этот период, судя по всему, был создан четырехголосный духовный концерт "Не отвержи мене
во время старости"- вершина его творчества в области духовной музыки. Обстоятельства его смерти Березовского обросли многими подробностями,
которые, однако, позже не подтвердились. Как сообщало большинство источников, Березовский начал пить и 24 марта 1777 г. покончил с собой. Но скорее всего, композитор в последние годы жизни страдал каким-то душевным недугом, а умер от заболевания, сопровождавшегося высокой температурой.
М.Березовский окончил свои дни в полном одиночестве. Гениальный русский композитор прожил немногим более тридцати лет. О Березовском забыли почти
сразу после его кончины. Семейного архива до нас не дошло, рукописное наследие пропало.
История его жизни не раз привлекала писателей и романистов. Итальянский период жизни Березовского использовал в качестве сюжета Нестор Кукольник в
своей повести "Максим Березовский". Сегодня мы знаем лишь отдельные произведения М. С. Березовского, но целиком творчество композитора еще ждет
своего часа.
Источники:
1) www.kkovalev.ru
2) www.caromitis.com
3) www.wikipedia.org
4) www.pravenc.ru

Наталия Корчагина, г. Саратов.


Итоги первого тура конкурса 15 окт. 2008 – 31 дек. 2008:

Победители :

1. Ученики 4 класса - село Териберка Мурм. обл.
2.Файзрахманова Гузель - Казань
3. Уварова Нина Андреевна - г. Балахна Нижегородской обл.
4. Клушкин Михаил Алексеевич - Смоленск
5. Корчагина Наталья - Саратов
6. Пилярская С. М. – Нижний Новгород
7. Голыженкова Надежда Ивановна - Москва
8. Акжигетова Наталья - Москва
9. Ходыкина Ольга Федоровна - Москва
10. Бурцева Галина Мих. - Петербург
11. Шаплыгина Татьяна Ал-др - Петербург
12. Жарикова Валентина Ал-др - Петербург
13. Матвеев Ник. Петрович - Петербург ( Царское Село)
примечание: петербуржцы участвуют в викторине вне конкурса.

Участники конкурса, дошедшие до финала, но допустившие ошибки в ответах:

1. Бабенина Ирина Борисовна - Ярославль
2. Коржова Ольга Владимимровна - Ставрополь
3. Куприянович Вера Николаевна - г.Рыбинск Яросл. обл.
4. Косинова Антонина Ильинична - Воронеж
5. Терехова Татьяна Андреевна -Петрозаводск
6. Носикова Юлиана - Москва Зеленоград
7. Кузнецова Людмила Петровна - Саратов
8. Сиверина Оксана - Тула
9. Седых Алексей - пос. Емельяново Красноярский край
10. Молодых Нина Тимофеевна - Москва
11. Макарова Любовь Николаевна - г. Донецк Ростовской обл.
12. Королева Елена Николаевна - Архангельск
13. Чабаева Юля и брат Денис - Пенза
14. Литвиновы - пос. Борисовка Белгородск. обл.
15. Рыжкова Ангелина Витальевна - г. Никольск Вологодской обл.
16. Муравьева Елена Александровна -Ульяновск
17. Карукес Екатерина Викторовна – Ростов- на- Дону
18. Седова Людмила Николаевна - Великий Новгород
19. Щербак Раиса Фед. и внук Ваня - Таганрог
20. Иванова Татьяна Викторовна - г. Вичуга Ивановской обл.

Внимание: 21 января начинается второй тур викторины.


Вопросы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10

Ответы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


1 вопрос:
- Не правда ли странно звучит: Царское Село? Разве может быть село Царским? Почему не Царская усадьба или Царский городок? Напишите о происхождении этого известного всему миру названия.

2 вопрос:
Герой второго вопроса нашей викторины не считал поэзию главным делом своей жизни, меж тем его можно назвать первым великим певцом Царского Села.
Впервые он побывал в Царском Селе, когда Екатерининский дворец выглядел совсем не так, как ныне, ибо его еще не коснулась рука Растрелли. Но уже был главный центральный объем, от которого вправо и влево протянулись галереи, ведущие к боковому флигелю и к церкви. Впечатления от этой поездки поэт передал в стихах.
В Царское Село его привез Иван Иванович Шувалов. Наш герой был представлен императрице и имел с ней долгую беседу. Вероятно, говорили они больше не о поэзии. Во всяком случае, ознакомившись с идеями устройства в Царском Селе фонтанов и каналов, он высказал свои проекты.
Добавим, что П.А.Вяземский назвал этого человека певцом народа, "праздновавшего победы или готовящегося к новым". А лира поэта по мнению Вяземского была "отголоском полтавских пушек".
Итак, вопрос: кто наш герой, у истоков какой важнейшей российской организации он стоял вместе с Иваном Шуваловым?

3 вопрос:
Имена многих архитекторов, работавших в Царском Селе, хорошо известны. Известны и их постройки в Петербурге и других загородных резиденциях. А вот архитектор, которому посвящён наш сегодняшний вопрос, редко упоминается в книгах. Тем не менее, он сыграл существенную роль на начальном этапе формирования Царскосельского ансамбля.

Игорь  Грабарь писал, что он
"прослыл вскоре заправским архитектором, и имя его приходится встречать еще и в строительных делах 1724 года. Ни одной ответственной постройки ему не было поручаемо, хотя он и много строил в Кронштадте и работал в некоторых загородных дворцах".

С момента написания этих строк прошло много лет, и в книге, написанной известными современными историками архитектуры можно
прочесть: "Имя этого архитектора едва ли не чаще всех встречается в строительной летописи Петровской эпохи,  но остаётся загадкой, был ли он самостоятельным творцом, крупным зодчим, или же мастером-строителем, воплощавшим чужие замыслы".

У тех же авторов можно прочесть, что годы его жизни неизвестны (хотя во
многих изданиях они указываются). Что  он работал резчиком-скульптором, а в Петербург  приехал следом за своим гораздо более известным немецким коллегой. Работал в Петербурге, Кронштадте, Ораниенбауме и Петергофе. Он то выходил на первый план, то отходил в тень, уступая первенство Жану Батисту Леблону или Николо Микетти.

Вновь цитируя недавно изданную книгу, добавлю, что "именно этот мастер сформировал первоначальный парадный центр города-крепости" Кронштадта.

В той же книге рассказывается о том, что архитектор не отличался лёгким нравом и со своими русскими учениками обращался грубо, низводя их порой
до роли домашних слуг.

Так или иначе, формирование Царскосельского ансамбля начиналось под его непосредственным руководством. И вам, уважаемые радиослушатели, предстоит написать, о ком шла речь в этом сюжете, что он сделал в Царском Селе, а также описать его участие в других строительных проектах.

Вопрос
:

Напишите, о каком архитекторе шла речь в этом сюжете, что сделал он в Царском Селе и как участвовал  в других архитектурных проектах Петровской эпохи.

4 вопрос:
"И в Париже ему я подобного не вижу" так писал из Парижа вероятно, первый русский скульптор Павлов о своём учителе. Тот возглавлял Резную палату в Академии наук и художеств, по окончании занятий в которой Павлов и отправился на стажировку в Париж.

Австрийский скульптор, точнее – резного и лепного дела мастер, имя которого вам предстоит назвать, прибыл в Россию в 1738 году. До этого он несколько лет проработал в Копенгагене. Там наш герой создавал модели, по которым изготавливались резные украшения и скульптуры для королевского дворца. Тем же он занимался и в Петербурге. По его моделям выполнен скульптурный декор фасада Екатерининского дворца, а также некоторых его интерьеров. В Царском селе он работал под руководством Растрелли-сына, с которым он сотрудничал на строительстве многих петербургских зданий.

Под руководством Растрелли для одного из петербургских дворцов он выполнил модели скульптур и ваз из пудостского камня, которые мы с вами увидеть не можем. Зато можем увидеть их повторение в другом материале. В каком – об этом напишите вы, уважаемые участники радиоконкурса.

Итак, уважаемые участники конкурса, напишите о работавшем в Царском Селе австрийском резчике, создававшем модели для скульптурного декора, украшающего фасады и интерьеры Екатерининского дворца.

Напишите, какие его работы, выполненные изначально в пудостском камне, украшают один из Петербургских дворцов. В каком материале они выполнены теперь? Почему потребовалась замена?

5 вопрос:
В истории Петербурга есть незаслуженно забытые архитекторы. Не то, чтобы их забыли совсем, но сведения о них так обрывочны, так поверхностны, что даже специалисты о них толком не знают.
Одному, точнее двум таким архитекторам посвящён сегодняшний вопрос. Да-да, именно так: одному, точнее двум. Речь идёт о двух архитекторах, один из которых принял заметное участие в строительстве Екатерининского дворца, а другой – внёс заметный вклад в развитие наследия Земцова, Коробова, Еропкина и продолжил их градостроительную деятельность.
Почему же их часто принимают за одного человека? Да потому, что у них одна фамилия и даже одно отчество. Разве такое бывает? Бывает, если …
Впрочем, лучше я расскажу немного подробнее об их деятельности. Один из наших героев считается представителем зрелого русского и украинского барокко, другой – представителем раннего классицизма.
Тот, что считается представителем раннего классицизма, возглавлял организацию, руководившую всем строительством в Петербурге, Москве, да и во всей России. Возглавляемое им учреждение составило генеральные планы 24 городов, в том числе Москвы, Петербурга, Казани, Твери, Астрахани…
План, создаваемый им для Петербурга увеличил городскую территорию. В черту города вошла Фонтанка, и герой нашего вопроса в соответствии с классицистическими идеалами, спланировал появление на пересечении Фонтанки с улицами и проспектами новых площадей. Они сохранились доныне в створе улицы Ломоносова, Гороховой, Московского проспекта...
Второй наш герой – представитель зрелого русского и украинского барокко до работы в Царском Селе успел поработать в Москве, а с 1747 года перебирается на Украину. Там он возводит дворец для Елизаветы и одного из её приближённых. Построенный им на Украине храм называют третьим по красоте после Смольного и Никольского Морского соборов, построенных, как вы знаете Растрелли и Чевакинским.

Итак, вопрос. Напишите подробнее, что вы знаете об этих двух архитекторах с одной фамилией и одним отчеством, ставших представителями двух разных стилей в архитектуре России и Украины. Каков вклад одного из них в строительство Царского Села.

6 вопрос:
Наш сегодняшний вопрос требует не только знаний, но интуиции и умения строить гипотезы. И если кому-то из вас удалённость от хороших библиотек и отсутствие Интернета помешают найти точный ответ, вы можете высказать предположение. Но обязательно опишите ход ваших раздумий, чтобы было очевидно, что вы не гадаете, а размышляете, ориентируясь на собственные знания.
Один молодой европейский архитектор, увлечённый античным наследием, задумал отправиться в Италию, чтобы не по рисункам, а воочию изучить архитектуру Древнего Рима. Не имея денег на поездку, он объявил подписку на свою будущую книгу о древнеримской архитектуре. На собранные деньги он отправился Италию. А вернувшись, выполнил свои обязательства перед подписчиками и издал книгу. Эта книга попала в руки русской императрицы, и она пригласила архитектора в Царское Село, чтобы он построил...
Впрочем, что этот архитектор делал в Царском Селе, должны написать вы, уважаемые участники конкурса.

Назовите иностранного архитектора, отправившегося в Италию на деньги собранные подписчиками на издание его будущей книги. Каким древне-римским постройкам эта книга была посвящена? Какая императрица пригасила архитектора в Царское Село? Что первое она заказала герою нашего вопроса, и что ещё было сделано им в Царском Селе?

7 вопрос:
Как известно, Екатерина II в отличие от Елизаветы, любила не французские, а английские сады. По её приказу прекратили подрезать кроны лип в Екатерининском парке, и постепенно из барочного, прочерченного как по линейке регулярного французского парка он превратился в пейзажный или английский парк. Та же метаморфоза происходила и в других императорских резиденциях, и в городских парках. Но чтобы осуществить всё это, нужны были садовые мастера, и Екатерина пригласила в Россию множество садовников из Англии. Обычно, перечисляя их, одним из первых называют одного мастера, много лет проработавшего в Царском Селе. Он приехал в Россию из Лондона, где несколько лет занимался разведением и продажей цветов, кустов и деревьев. Живя там, он выписывал семена даже из Америки.
Меж тем, называя его английским садовником, авторы допускают некоторую неточность. Определить её и предстоит вам, друзья.

Итак, напишите о каком садовом мастере, прибывшем в Царское Село из Англии, идёт речь, и в чём неточность определения его, как английского садового мастера?

8 вопрос
Наш сегодняшний герой – достаточно известен. Он жил в Царском Селе и был обласкан двором. Он известен не столько как литератор, сколько … Впрочем не буду подсказывать.

Он был властителем дум молодых людей своего времени. И он писал … о любви. В одном из его стихотворных произведений странствующий герой встречает страдающего молодого человека, который поёт о своей возлюбленной, и о греховности их страсти. Случай сводит героя и с возлюбленной и с её отцом. Нужно сказать, что автор недвусмысленно сочувствует влюблённым, несмотря на то, что подобные отношения жестоко карались в царской России. Но автор, о котором мы говорим, ставит любовь выше законов и даже религии.

Позже в письме своему другу наш герой писал:
"Мысли мои о любви брошены на бумагу в одну минуту; я не думал писать трактата, а хотел единственное сказать по тогдашнему моему чувству, что любовь сильнее всего, святее всего…".

Подобные мысли в православной имперской России произвели эффект разорвавшейся бомбы. Не случайно попечитель Московского учебного округа писал министру народного просвещения, что он должен открыть глаза императору на возмутительные идеи и на то, как они влияют на молодёжь.

Вам, уважаемые конкурсанты, предстоит сказать, о ком идёт речь.

Вопрос: Назовите властителя дум молодых россиян, жившего в Царском Селе, сочувственно описавшего в одном из своих стихотворных произведений историю греховной любви. Автора, жившего в Царском Селе и известного нам не столько в ипостаси литератора, сколько в другой.

9 вопрос 
Хочу признаться, уважаемые конкурсанты,  что не только вам трудно искать ответы на наши вопросы, но и нам довольно сложно искать и подбирать вопросы так, чтобы не спрашивать о том, что всем давно известно, а подталкивать вас к поискам новых для вас сведений о Царском Селе. При этом, мы должны быть уверены в том, что найти ответ можно, не пользуясь лучшими библиотеками страны.

И вот в поисках интересных тем мы наткнулись на любопытнейшую фигуру.

Имя этого человека встречалось нам и раньше. Встречалось в связи со строительством набережных и мостов в Петербурге, встречалось в связи с боевыми действиями времён Екатерины II и строительством крепостей и, как вы догадываетесь, в связи с Царским Селом.

Этот человек соорудил нечто, без чего парки Царского Села были бы совсем иными.

Конечно. по такому описанию понять, о ком идёт речь сложно. Подсказываем, что эта постройка или, если хотите, это сооружение до начала ХХ века удовлетворяло некие потребности всех жителей Царского Села.

Итак, напишите, о каком сооружении, определившем облик парков,  идёт речь.  Что известно об  авторе его проекта? Автор проекта  также был связан с войнами времён Екатерины II и строительством мостов и набережных Санкт Петербурга.

10-ый, последний вопрос первого тура:
Мы как-то уже задавали вопрос о двух архитекторах, имевших одну фамилию. Работа одного из архитекторов была тесно связана с Царским Селом.

Сегодня речь пойдёт о трёх однофамильцах сразу. Все они работали в Царском Селе и сделали там достаточно много, но известны значительно меньше, чем маститые архитекторы иностранного происхождения. Меж тем, они строили в Царском Селе сооружения в самых разных стилях.

В качестве подсказки добавлю, что двое из них были отправлены одной из императриц в страну, чьё парковое искусство вызывало у неё особый интерес.

Расскажите о трёх архитекторах, носивших одну фамилию и оставивших значительный след в парках Царского Села. Вы уже знаете, что они не были иностранцами, строили в самых разных стилях, и двое из них по приказу императрицы изучали садово-парковое искусство в одной из европейских стран.


Ответы

Уважаемые участники конкурса, публикуя правильные ответы, мы будем использовать фрагменты ваших писем.

Ответ на первый вопрос в письме Алексея Седых (Красноярский край, Емельяновский район, п. Емельяново).
История этого места уходит в глубь веков, ко времени переписи новгородских земель, отмеченных в "Переписной окладной книге по Новгороду Вотской пятины" 1501 года. На картах, составленных для Царя Бориса Годунова, поместье имеет название Сарица. Документальные шведские карты называют поместье
"Sarishoff", то есть Сарицкий господский дом, местечко, или как говорили новгородцы, " мыза " с господским домом. Финны, одно время проживавшие здесь, употребляли название Saari- mois - возвышенное место. Позднее название трансформировалось сначала в Сарицкую и Сарскую мызу, затем в Саарское и Сарское село и наконец стало Царским Селом. Это название как нельзя лучше подходило для будущей Императорской резиденции. Одно время (в 1724 году) село называлось Благовещенским по имени церкви, заложенной в присутствии Петра I на месте нынешней Знаменской церкви, но это название не прижилось, и до 1917 года оно именовалось Царским Селом.
В 1702 году через Сарицхофф, в направлении Дудергофскоого погоста, бежали отступавшие шведы, преследуемые русскими войсками под предводительством Б.П. Шереметьева и П.М. Апраксина, освободившими край от 100-летнего владычества иноземцев. Первое упоминание о местности, в которой возникло Царское Село, относится к августу 1702 года. Во время наступательных действий на Ижорской земле Петр I писал командовавшему здесь П. Апраксину, чтобы не жег селения, которые "самим же нам строить придется ". Апраксин в ответ сообщил: " …теперь накрепко запретил жечь от Сарской мызы к Канцам ".
С 1703 года Сарская мыза стала принадлежать генерал-губернатору освобожденного края А.Д. Меньшикову, который с 1708 года с помощью Конторы конюшенных дел начал вести здесь планомерное хозяйство, заселяя усадьбу и окрестные земли артелями плотников и " пашенными крестьянами, зажиточными, добрыми и хозяйственными ". А.Д. Меньшиков владел усадьбой до 1710 год
24 июня 1710 года Петр I подарил Сарскую мызу вместе с 43 приписанными деревнями и угодьями Марте Скавронской, ставшей в 1712 году его женой под именем Екатерины Алексеевны. Этот день и является официальной датой основания Царского Села. С этого времени Сарскую мызу включили в разряд дворцовых земель и начали застраивать.

Ответ на второй вопрос в письме Михаила Клушкина ( Смоленск):
Ответ искал у Ломоносова и Державина, у которых много общего: оба современники Елизаветы Петровны и Екатерины II, оба беседовали с императрицей, оба писали оды, оба современники Ивана Шувалова и др.
Сложно найти прозвучавшие стихи, чтобы убедиться, кому они принадлежат. Но предпочтение всё-таки за Ломоносовым. Известно, что он беседовал с императрицей не только о поэзии, что писал в 1752 г. "Письмо о пользе стекла И.И.Шувалову". Особенно выручила меня чётко сформулированная вторая часть вопроса, на которую я, кажется, нашёл правильный ответ.
"Постепенно Ломоносов пришёл к мысли о необходимости создать самостоятельный и независимый от Академии университет, двери которого были бы раскрыты для всей страны. Ему удалось воодушевить своей мыслью Шувалова, и дело стало быстро продвигаться к осуществлению. Горячо радея о своём детище, Ломоносов составил и разработал план университета, наметил всю его организационную структуру и даже программу преподавания. Он планировал три факультета, причём юридический факультет должен был иметь четыре кафедры ("натурального и народного права", "российской юриспруденции", "внутреннего государственного права" и "политики"), медицинский – три (химии, натуральной истории и анатомии), философский – шесть (философии, физики, оратории (риторики), поэзии, истории и древности). При университете Ломоносов предполагал устроить гимназию, без которой тот был, по его словам, "как пашня без семян".
Шувалов в основном принял план, составленный Ломоносовым, и приложил к своему "Доношению" в Сенат. В июле 1754 года Сенат утвердил это представление, а в январе 1755 года "Указ об учреждении в Москве Университета" был подписан Елизаветой". (Рыжов К.В. 100 великих россиян.- М.: Вече, 2003, с.259-260)
Использованы также: БЭС, гл.редактор А.М.Прохоров. Москва "Советская энциклопедия" 1991, Всемирный энциклопедический словарь. Гл.редактор Адамчик М.В. Минск "Современный литератор", 2004.

Ответ на третий вопрос из письма Екатерины Карукес ( Ростов - на - Дону):
По-моему, в этом вопросе речь идёт об Иоганне Фридрихе Брунштейне. Корни Иоганна Фридриха Браунштейна, возможно, связаны с Нюрнбергом. Даты его жизни неизвестны. Некоторое время Браунштейн работал скульптором-резчиком у А.Шлютера в Берлине, который пригласил его в Петербург в 1714 г. в качестве помощника и рисовальщика. Вероятно, под руководством Шлютера мастер участвовал в создании барельефов на фасадах Летнего дворца Петра I в Летнем саду (1714). После смерти наставника вел постройки по оставшимся от него эскизам и чертежам. В 1714-1716 гг. осуществлял все работы в Петергофе. Общий план парадного ансамбля принадлежал самому царю, выполнившему несколько проектных рисунков, а первоначальная разработка замысла - очевидно, Шлютеру. Браунштейн возвел Верхние палаты - небольшое двухэтажное здание с двумя ризалитами, ставшее ядром Большого дворца, и среднюю часть Монплезира - павильон из неоштукатуренного кирпича с большими проемами и шатровой крышей, где разместился парадный зал. Он составил план Нижнего парка и Верхнего сада, начал устройство Большого грота с каскадами на склоне естественной террасы - будущего Большого каскада. В 1716-1719 гг. строительство Петергофа возглавлял выдающийся французский зодчий, генерал-архитектор Ж.Б.А. Леблон. После его смерти в 1719 г. Браунштейн продолжил работы с учетом проектов французского мастера, но в начале 1720-х гг. был вновь оттеснен на второй план талантливым итальянским архитектором Н.Микетти. В 1722 г. он попытался отстранить Микетти, но скандальная интрига закончилась не в пользу немецкого мастера.
Именно Браунштейн сформировал основу знаменитого петергофского ансамбля. Он был главным строителем Монплезира (1714-1723), участвовал в устройстве фонтана "Пирамида", а также каскада Драконов ("Шахматная гора") и Марлинского каскада ("Золотая гора"), которые впоследствии были переделаны. Там же, в Нижнем парке, построил дугообразную Большую оранжерею (1722-1725, совместно с М.Г. Земцовым) и кубические по объемной композиции дворец Марли (1720-1723) и павильон Эрмитаж (1721-1724). В западной части Нижнего парка Браунштейн устроил сад Венеры, отделенный от Финского залива земляным валом с подпорной каменной стеной, и сад Бахуса с фонтанами "Тритон". Браунштейн работал в пригородных резиденциях - Ораниенбауме (Дворец Меньшикова), Стрельне, Царском Селе (Большой Екатерининский дворец). В истории и архитектуре Большого Екатерининского дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I.
Огромное значение для градостроительного развития Кронштадта (Итальянский дворец) имела деятельность архитектора на острове Котлин. Заслуги Браунштейна были во многом дискредитированы его интригами и корыстолюбием. В 1725 г. его отстранили от работ в Петергофе. При Петре II он получил отставку в Канцелярии от строений. Уволен с российской службы 16 января 1728 г. и через месяц уехал на родину.
Проработал в России с 1713 по 1728 год.
Используемая литература: Петербург немецких архитекторов: от барокко до авангарда Кириков Б.М., Штиглиц М.С.

Ответ на 4 вопрос:
Фрагмент письма Натальи Корчагиной г. Саратов:
Австрийский резчик, создававший модели для скульптурного декора, украшающего фасады и интерьеры Екатерининского дворца - это Иоганн Дункер. Преподавал в Академии художеств, воспитал множество талантливых учеников. В 1762 году И. Дункер руководил работами по изготовлению статуй для крыши Зимнего дворца по эскизам Ф. Б. Растрелли. Эти скульптуры высекали из пудостского камня русские каменотесы. Но к 1892 году под влиянием неблагоприятного климата статуи пришли в негодность. Их заменили металлическими, выколотыми из медного листа.

Ответ на 5 вопрос:

Фрагмент письма Ольги Коржовой г. Ставрополь:

Наша семья предпочитает летом путешествовать на автомобиле и жить в палатке. Очень давно мы путешествовали по Украине, и конечно довелось видеть на черниговщине очень красивый собор с высокими куполами, который находится на объездной дороге возле поселения Козелец. Мы всегда приобретаем, если есть, буклеты и книги о местах посещения, так было и тогда. И когда в вопросе сказали о храме на Украине, конечно мы вспомнили о своей поездке. Наш ответ – это Архитектор Квасов Андрей Васильевич (годы жизни: 1720г. - 1770г.)

В 1734 г. был принят "архитектурным учеником" в московскую "Канцелярию от строений". Работал помощником М. Г. Земцова сначала в Москве во время оформления коронационных торжеств при коронации Елизаветы Петровны и в Анненгофском и Лефортовском дворцах. В 1743 г. ему в звании "архитектурного подмастерья" были поручены проектирование и строительство дворца в Царском селе. После смерти Земцова работал в Царском Селе самостоятельно. Одновременно Квасов начал работать у гетмана К. Г. Разумовского на Украине: в Козельце, Глухове и Батурине. Андрей В. Квасов был из тех русских архитекторов, которые старались продолжить традиции петровского барокко во время повсеместного расцвета растреллиевской пышной и насыщенной пластикой и декором архитектуры. По заказу Разумовских приезжает на Украину строить собор Богородицы в Козельце (1752-1763 гг.) - один из выдающихся памятников церковного зодчества середины XVIII в. Монументальный четырех столпный собор имеет план в виде равноконечного креста и завершен пятью широко расставленными главами.

Кроме собора в Козельце еще немало мест и строений, заслуживающих внимания. Например, дом полковой канцелярии (магистрат), который в 1760 году возвел тот же Анд. Квасов. Он находится в городском парке, и сейчас там — библиотека.

С Украиной связана основная деятельность Квасова как архитектора.

В 1765 г. Квасов составил проект реконструкции Адмиралтейской части. Развивая композиционную основу генерального плана Петербурга 1737 г. Квасов включил в планировку Адмиралтейской части берега Фонтанки и запроектировал площади в местах пересечения Фонтанки городскими уличными магистралями.

Затем мы стали искать однофамильцев, причем тех, кто принимал участие в составлении генеральных планов 24 городов. И вот здесь нам помогли книги, купленные этим летом в Астрахани. Отсюда и вторая половина ответа – это Квасов Алексей Васильевич [1718 — 1772, Петербург], русский архитектор. Возглавлял архитектурную часть Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Руководил созданием генерального плана Петербурга (1763—69), составил проект реконструкции адмиралтейской части города и проекты предмостных площадей в местах пересечения р. Фонтанки городскими магистралями. Работал над проектами планировки Казани (1766), Твери (ныне г. Калинин; 1767), Астрахани (1768), Харькова (1768) и др. Деятельность Квасова А.В. имела большое значение для развития русского градостроительства.

Ответ на 6 вопрос:

Фрагмент письма Натальи Акжигетовой г. Москва

Императрица Екатерина II, увлеченная античностью, писала, что"желала бы иметь проект античного дома, в состоянии выстроить греко-римскую рапсодию в Царскосельском саду....". Её желание исполнил английский архитектор Чарльз Камерон. Он создал проект бань, подобный римским термам, которые объединяли в себе залы, портики для прогулок, библиотеки, помещения для зрелищ, для отдыха. Книгу которую написал Ч.Камерон очень близка этой теме. Она называется:"Терм римлян", т.е.книга о римских термах(банях). В Царском Селе Камерон мастерил сады с террасами, банями внизу и галереей наверху. В этот комплекс входили Холодные бани, Агатовые комнаты, Висячий сад и Пандус. Ещё он создал интерьеры Екатерининского дворца. Зеленая столовая, как романтический сад. Китайская голубая гостиная. Зеркальный кабинет. Чудом его творчества был Серебряный кабинет....

Ответ на 7 вопрос из письма Ольги Ходыкиной Москва:
Камерон работал в тесном контакте с ботаником, ученым-садоводом и мастером-парковедом Иоганном Бушем, имевшем самое прямое отношение к пейзажным композициям и Царского Села и Павловска.
Иоганн Буш - немецкий садовый мастер. ( можно судить по имени :Иоганн Вольфганг Гёте, Иоганн Себастьян Бах - немцы).
Иоганн Буш родился ок. 1725 г. С большой степенью вероятности он находится в родственных связях с бранденбургским семейством садоводов Бушей, стоявших в конце XVIII - начале XIX в. на службе прусских королей. Получив начальное образование, Буш в возрасте 13-14 лет был отправлен в подмастерья садовода в г. Шнега. После трехлетнего обучения при великокняжеском ганноверском садовом хозяйстве он был направлен в 1743-44 г. сначала в Голландию, а позже в Англию. В Россию Буш приехал из Англии, что объясняет принятое в литературе написание его имени в английском варианте как Джон Буш.

Ответ на 8 вопрос из письма С.М. Пилярской Нижний Новгород:
Это Николай Михайлович Карамзин. Карамзин жил в Царском Селе в мае-сентябре 1816 года в одном из домиков Китайской деревни, где работал над девятым томом Истории Государства Российского. Стихотворение оказывается внутри мало известной повести "Остров Борнгольм", где изгнанный с этого острова юноша поет о своей возлюбленной Лиле.

Ответ на 9 вопрос из письма Татьяны Шаплыгиной Петербург:
Автор проекта Федор Виллимович фон БАУЭР (Баур).

Создание нового проекта пейзажных парков в Царском Селе потребовало дополнительного обводнения вырытых прудов и каналов. Ф.В.Бауэр создал совместно с Э.Карбонье новый Таицкий самотечный водовод. Начало работ 1772 год, окончание 1787 год. Разница в перепаде уровня воды между Тайцами и Большим прудом в Царском Селе 25 метров, а протяженность водотока 15,7 км. Потребовалось много трудоемких и длительных трудов по созданию самотечного водовода от Таицких ключей. Этот водовод снабжал водой до самого начала XX века не только пруды, но и само Царское Село. В конце XIX века в 1887 году начались новые работы по поиску дополнительного водозабора. Новый Орловский водовод был построен и открыт 1 марта 1905 года. Таицкий же водовод был оставлен для снабжения водой прудов парка.

А теперь о Ф.В. фон БАУЭРЕ. Он известен как крупный военный инженер-гидротехник. Приглашен на службу в Россию из Пруссии. Он участвовал в военных действиях в составе Российской армии при разгроме турецких войск в Ларге и Кагуле. Бауэр участвовал в сооружении гаваней в Кронштадте и Риге. Автор проектов набережных на Фонтанке и разводных мостов, участвовал в строительстве набережных на Екатериненском канале. Под его руководством был составлен фиксационный план Санкт-Петербурга.

Ответ на 10 вопрос из письма Раисы Федоровны Щербак г. Таганрог:
Семья архитекторов Неёловых - представителей раннего классицизма и романтизма. Василий Иванович /1722 - 82/ работал в Конторе строений Царского Села, с 1760 г. - архитектор в звании секунд - майора, создал пейзажную часть Екатерининского парка с романтическими павильонами Пирамида, неоготическое Адмиралтейство, "китайские" Малый и Большой капризы, мраморный мостик.
Участвовал в планировке Большого дворца , в создании его интерьеров, занимался строительством скотного двора. Автор альбомов, планов и фасадов сооружений Царского Села / "Неёловские альбомы" /.
Его сыновья: Илья Васильевич /1745 - 93/ окончил Академию Художеств.
Совершил пенсионную поездку в Италию. Работал с отцом в Царском Селе, построил павильоны "Верхняя ванна", "Нижняя ванна", Великокняжеский флигель Большого дворца /Лицей/, Баболовский дворец и др. Автор пейзажной части Александровского парка.
Пётр Васильевич /1749 - 1846/.С 1762г. работал учеником по строительному делу, а в 1771 г. вместе с отцом был командирован в Англию для изучения архитектуры Английских садов. Затем служил в армии. С 1794 г. Работал в Царском Селе, завершая сложившийся парковый ансамбль, автор Вечернего зала. После смерти брата занял должность придворного архитектора в Царском Селе.


Имена победителей первого тура викторины прозвучат в эфире 7 января


Письма с ответами мы ждем по адресу: 197022, Санкт-Петербург, набережная реки Карповки, дом 43, Радио России, Анне Всемирновой с пометкой "Конкурс к 300-летию Царского Села" или по электронной почте vsemirnova@rtr.spb.ru
Дорогие радиослушатели, при ответе на вопрос, необходимо указывать источник информации.

Примечание: ответы петербуржцев оцениваются вне конкурса, поскольку викторина рассчитана на слушателей Радио России других городов и зарубежья
Ответы на вопросы будут звучать в эфире в конце каждого тура. Письма с ответами слушателей редакция не возвращает.

 

Компания Новости Компании Контакты Пресса о нас Программа передач Карта сайта Ссылки