Автор произведений для хора и оркестра, романсов и песен, он был востребован и любим. Его музыка звучала в спектаклях Товстоногова, Владимирова и Корогодского, его симфония "Перезвоны" и балет "Анюта" вошли в золотой фонд русской классики. Бесконечно требовательный к себе и предельно честный, Валерий Гаврилин никогда не жаловался и не требовал наград. Имя Валерия Гаврилина носят Вологодская филармония, школа искусств и планета в северном полушарии. Его часто называли последним классиком 20 века, последователем Мусоргского, Глинки, но у него был свой музыкальный язык и своя музыкальная форма. Раз в два года в Санкт-Петербурге проходит «Международный музыкальный гаврилинский фестиваль», который проводит фонд «Петербургское наследие»
Первый фестиваль прошел в 1999 году, и он стал триумфальным, говорит Президент фонда, ответственный секретарь комиссии по творчеству Гаврилина Галина Ефимова. Вокально-симфонические циклы «Военные письма», «Земля», «Свадьба», «Скоморохи», вокальные циклы «Русская тетрадь», «Вечерок», симфоническое действо «Перезвоны», балеты «Анюта», «Дом у дороги», «Поединок», «Женитьба Бальзаминова» – это лишь малый перечень произведений, без которых не мыслима палитра современной музыки.