«Поезд следует до станции Ленинград 1955– Петербург 2005», - такая надпись встречает посетителей при входе в музей, она висит прямо над турникетом, установленным на входе, помогая горожанам сразу окунуться в атмосферу питерской подземки. Расположенная на двух этажах экспозиция исчерпывающе рассказывает о пятидесятилетней истории метро – макеты вагонов электропоездов, старинный телефон для тоннельной связи, инструменты первых рабочих метрополитена, ремонтировавших железнодорожные пути – кувалда, лопата и лом. Проездные билеты и жетоны разных лет, элементы декора станций и форма высшего начальства петербургской подземки 1970-х – 80-х годов. Где еще увидишь китель тогдашнего начальника метро Денисова. Из одного зала в другой посетители перемещались на эскалаторе. В роли экскурсовода сегодня лично директор музея Владимир Клочков:
«Внизу часть вагона в натуральную величину. Разменный аппарат вот старый 80-х, а там железнодорожный путь со светофором в рабочем состоянии. Музей получился интересным…»
Идея создания нового музея принадлежит нынешнему главе метрополитена Владимиру Гарюгину, она появилась еще три года назад, но воплотить желаемое в жизнь было не так просто. Сегодня Гарюгин с гордостью осматривал новые экспонаты, вспоминал, как он впервые в детстве с отцом проехал на эскалаторе и рассуждал о будущем петербургской подземки:
«Музей существовал давно в «Автово», но тяжелые 90-е годы не позволяли сделать новую площадку. И вот к 50-летию сделали, опросили ветеранов, нашли новые экспонаты. Каждый экспонат здесь представляет свой период. От первой путевки, выписанной в первый рейс, до оформления станции. История вызывает восхищение. Сейчас метро основной вид транспорта города. Мы все силы сосредоточили на Фрунзенском радиусе. И, наверное, снова мы подойдем к годам рассвета метрополитена, когда каждые два года проводились новые пуски…»
Вместе с метро будет развиваться и музей. Его создатели хотят рассказать о пассажирах петербургской подземки разных лет, как люди влюблялись и расставались в метро. Скорее всего, это будет фотовыставка. Замечу, пока попасть в музей может не каждый, свободный доступ для посетителей сделают, когда построят отдельный вход в режимное учреждение, сегодня через пропускной пункт могут войти только сотрудники метрополитена.