В исполнении царственных особ – даже простая охота сложный ритуал. Соответственно, и атрибуты этой церемонии должны отличаться от снаряжения простых охотников. В первую очередь, естественно, внешним видом. И действительно, каждое ружье, каждый нож и даже обычная рогатина, с которой российские императоры выходили на зверя, больше походят на шедевры ювелирного или декоративно-прикладного искусства. Охотничьи сцены, диковинные и и просто животные на прикладах, замках и рукоятках, выполнялись из драгоценных материалов: слоновой кости, серебра и золота. Не исключались и драгоценные камни. Все эти изыски, по словам организатора выставки, сотрудника Эрмитажа Юрия Ефимова, для одного, чтобы его владелец оного оружия, эстетическую сторону охоты ощущал вдвойне. Впрочем, разукрашенные каменьями ружья и кинжалы отнюдь не бутафория. Практически каждый из 250 экспонатов для своего времени – еще и шедевр конструкторской мысли. Над коллекцией оружия 16-19 веков работали лучшие мастера-оружейники из стран Европы и Азии. Так что в особенностях царской охоты эстетическое удовольствие не уступало простому охотничьему азарту. В основу экспозиции легла коллекция Гатчинского музея-заповедника.
Это одно из лучших в России собраний. Оно насчитывает более 1100 предметов огнестрельного и холодного вооружения. Хотя до печально известных событий октября 17-го она была естественно полнее. Насколько, можно судить по знаменитой акварели «Арсенал» художника-летописца Гатчинского дворца Эдуарда Гау. Все стены увешаны оружием и амуницией. В глубине виднеется вензель императора Павла под короной, выложенный из пистолетов. Его точную копию воспроизвели на стене музея Артиллерии.