Основная задача экспозиции - показать русские и западные вещи вместе. Они не различимы- копенгагенский и императорский заводы работали тогда в одной манере. И эти предметы сделаны под влиянием новой тенденции-художники стали больше обращаться к природе, к природным формам. На смену историзму- эклектичному стилю, появились плавные, текучие формы модерна, рассказывает заведующий отдела западноевропейского прикладного искусства, куратор выставки Тамара Раппе. По ее словам, началом возникновения модерна стала всемирная выставка 1851 года, когда стало понятно, что надо что-то менять в прикладном искусстве. Модерн не мог не испытать влияния средневековья, стилей рококо и барокко, классицизма. Получилось очень интересно, но это был стиль ресторанов, закусочных, доходных домов, а не императорских дворцов. То, что сегодня можно увидеть на выставке в Эрмитаже- дипломатические подарки цаствующей семье.
Одна из самых значительных вещей раннего модерна в эрмитажной коллекции – шпалера Уильяма Морриса «Поклонение волхвов», созданная по картону Эдварда Берн-Джонса и она сразу обозначила роль Морриса в формировании стиля модерн, демонстрируя и романтический характер творчества художника, и его любовь к средневековью. Другим источником вдохновения творцов модерна было искусство Японии. Эти влияния проявились в формах мебели, в декоре керамики и фарфора и в орнаментации тканей. Модерн-золотой век стекла. Из стекла создаются удивительные витражи. Витраж с магнолиями из мастерской Тиффани был приобретен для художественного училища барона Штиглица в 1901 году. Тема красоты и женственности проявилась и искусстве костюма. При моделировании одежды мастера использовали переливчатые ткани, расшитые блестками и стеклярусом, многослойные накидки из тюля и кружев, боа из меха и страусовых перьев. Дополнением к костюму являлись броши, подвески, пряжки, ожерелья, серьги, веера, где в основном присутствовал животный и растительный орнамент.