Одна из летописей гласит, что в 1540 году прохожие старцы из чужой земли принесли во Псков две резных иконы: св. Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Это обстоятельство смутило псковичей, и некоторые стали даже говорить, что поклонение иконам на рези есть то же, что и поклонение идолам. Старцы с иконами были отправлены к архиепископу Макарию в Новгород, где просвещенный архипастырь сам освятил и благословил их. Объемные изображения нехарактерны для русской культуры, скорее для западной. Действительно, восточное христианство не очень благоволило к скульптуре, предпочитая ей живопись. Но если к скульптуре церковь относилась категорически отрицательно, то более благосклонно она воспринимала резную икону, занимавшую как бы промежуточное место между скульптурой и живописью. Памятники деревянной резьбы создавались как в крупных художественных центрах, которыми часто являлись известные монастыри, так и в небольших мастерских сельских церковных приходов. Много резали из дерева старообрядцы. Музей представляет резные иконы Киево-Печерской Лавры, Соловецкого монастыря, Троице-Сергиевой Лавры. На выставке можно увидеть несколько превосходных работ династии мастеров Хрустачевых, создававших свои шедевры в конце XIX-начале XX веков. Искусство резной иконы переживает второе рождение, приобретая современное звучание в произведениях талантливых мастеров Рашида и Инессы Азбухановых. Глядя на образы, рожденные резцом и талантом двух наших современников, понимаешь: традиция жива.