Валерий Владимирович Фокин для меня - олицетворение идеального режиссера: он всегда точно знает, чего хочет от спектакля, от каждого актера, от композитора и костюмера… И от жизни вообще. По его же словам, он умеет видеть знаки судьбы, которая ему подсказывает, в какие пучины бросаться. Весь творческий путь Фокина тому подтверждение.
После Щукинского театрального училища Фокин пришел в «Современник», где поставил пьесы Рощина, Вампилова. С 1985 года возглавлял театр имени Ермоловой. С 1988 года его имя тесно связывают с именем Мейерхольда. И вот уже третий год Валерий Владимирович - во главе Александринского театра. Его спектакли получают премии и награды: «Превращение», «Мертвые души» , «Ревизор» , «Двойник» -это названия лишь последних спектаклей, каждый их которых прогремел не только в России, но и за рубежом. Фокин поставил «Женитьбу» в Южной Корее, «Три сестры» в Финляндии, «Превращение» в Японии.
Всего Валерий Фокин создал более 60 спектаклей, снял более 10 телефильмов. Его стальной характер многих пугает, с ним срабатываются только профессионалы и фанаты своего дела, у остальных возникают проблемы. Он всегда плывет против течения, тихие заводи не для него. Внимательный взгляд Фокина сканирует не только настроение, жесты, но выхватывает суть человека: обмануть его сложно. При этом по его выражению лица зачастую сложно понять, доволен он или нет. Но при любых обстоятельствах - сохранение восточного достоинства. Фокин ироничен, остроумен, но за самурайской внешностью прячется чуткий и озорной романтик. И 60 лет тут ни при чем.