Один из создателей Красноярского ТЮЗа, режиссер театра им. Ленсовета, а позже - главный режиссер театра им. Ленинского комсомола (ныне – театр-фестиваль "Балтийский дом") Геннадий Михайлович Опорков быстро стал известен всей стране. С именем Опоркова в театральном мире 60-70-х годов связывали бунтарство. Он сочетал пристальный интерес к острым социальным проблемам с лиризмом, сострадательно-бережным отношением к своим героям. Первые же его спектакли в Красноярске, куда Опорков отправился вместе с однокурсниками-энтузиастами, снискали новому ТЮЗу славу «второго Современника». В 1968 Опорков со своей ведущей актрисой и женой Ларисой Малеванной вернулся в Ленинград, и поставил спектакли «Пассажирка», «Жестокость» и «Сорок первый» в театре им. Ленсовета. Выход каждого спектакля - бескомпромиссная схватка, от исхода которой будто зависела судьба человечества в целом.
В 1971 году Опорков становится режиссером Ленкома и 12 лет определяет его художественную политику, выводит театр из творческого застоя, сколачивает свою команду. Его спектакли становятся легендами: «Три мушкетера», «С любимыми не расставайтесь», «Лошадь Пржевальского», «Чайка», «Утиная охота». По словам художественного руководителя театра "Балтийский дом" Владимира Тыкке, лучшие работы Опоркова всегда отличались драматизмом.
В 1981 году Опорков решает второй раз поставить чеховскую "Чайку". После первой постановки и ее полного неприятия властями у режиссера был творческий кризис. Он не работал больше трех лет. Вторая "Чайка" оказалась последней работой режиссера.
"Балтийский дом" отмечает 70-летие Геннадия Опоркова спектаклем «Пьеса, которой нет». В проекте известных театральных режиссеров Андрея Могучего и Евгения Гришковца участвуют актеры, некогда игравшие в последней «Чайке»: Эра Зиганшина, Нелли Попова, Владимир Яковлев и Роман Громадский. Так проявляется абрис одной из ленкомовских легенд.