Российский атомный ледокол "Ямал", завершив эвакуацию дрейфующей научной
станции "Северный полюс-34", которая больше восьми месяцев работала в Северном ледовитом океане, накануне вечером взял курс на юг к родным берегам. Как передал по спутниковой связи с его борта специально для ИТАР-ТАСС вице-президент Ассоциации полярников России, почетный полярник Владимир Стругацкий, в 23:04 мск дка, отошел от льдины, где до вечера 28 мая базировалась СП-34. Перед отходом прозвучал марш "Прощание славянки". На снятие станции ушло более трех суток. На борт "Ямал", преодолевшего 1308 миль от Мурманска к последним северным параллелям среди тяжелых арктических льдов, поднято 180 тонн грузов. Это научные приборы и оборудование, материалы наблюдений, двадцать станционных домиков, дизели, тракторы и снегоходы, бочки с горючим, ну и конечно, вещи полярников.
Десятки рейсов с грузами на подвеске совершили за трое суток вертолетчики во главе с известными полярными пилотами Игорем Закутилиным и Виктором Кукушкиным. Перед отходом ледокола участники уникальной высокоширотной
морской экспедиции собрались на короткий митинг. О том, что главная задача экспедиции, не смотря на тяжелые ледовые условия выполнена быстро и успешно говорили ее начальник Владимир Соколов и капитан атомного ледокола "Ямал" Станислав Румянцев. Начальник станции Томаш Петровский спустил российский флаг, развевавшийся на самой северной в мире научной станции. По традиции, на льду остались капсула с письмом и список с
фамилиями всех пятнадцати полярников СП-34.В письме начальника станции сообщаются координаты маршрута станции "Северный полюс-34", а также точки, где она закончила работу - 87 градусов 15 минут северной широты и 9 градусов 28 минут восточной долготы. В нем же содержится просьба к тому,
кто сможет обнаружить это послание, сообщить, где и когда оно было найдено, по адресу находящегося в Санкт-Петербурге Арктического и антарктический научно-исследовательского института. "Раньше, - рассказал Владимир Стругацкий, - такие письма всегда оставляли на дрейфующих станциях на столе в кают- компании, а рядом - запас продуктов. Но теперь, когда весь мир призывает к тому, чтобы северная полярная шапка - один из
немногих на Земле оазисов, где человек, к счастью, не успел еще нанести вред окружающей среде - оставался уникальным природным заповедником, засорять Арктику нельзя. И поэтому на льдине не оставлено ни то что ни одного домика, а ни одной фанерки, ни одной доски - все было поднято на борт "Ямала". Только специальный буй, способный передавать координаты этой льдины до конца ее дрейфа, и металлическая капсула с письмами".
Полярники верят, что послание участников СП-34 может быть когда-нибудь найдено на одном из побережий мирового океана. По словам В.Стругацкого, такое в почти семидесятилетней истории дрейфующих станций случалось. Гренландские школьники спустя много лет нашли выброшенный на берег ящик с конвертами СП-19. И каждая такая находка не только любопытна, как любая бутылочная почта, но и представляет большой интерес для исследователей,
помогая уточнить пути и скорости дрейфа льдов.Планируется, что "Ямал" доставит полярников в Мурманск в первых числах июня, сообщил директор Департамента эксплуатации ледокольного флота Мурманского морского пароходства Андрей Смирнов. По планам, очередная, 35-я по счету, российская научная дрейфующая станция появится в Арктике уже только в 2007 году - с началом проведения по инициативе Всемирной метеорологической
организации Международного Полярного года. Операцию по высадке на заранее выбранную в высоких широтах ледовую платформу ученых, специалистов, научного оборудования и инженерной инфраструктуры зимовочного лагеря выполнит флагман научного полярного флота "Академик Федоров". Руководители полярной науки не исключают, что в будущем отряде полярных исследователей вместе с российскими учеными будут работать и представители
других стран.