Лететь до Усть-Лужского порта на вертолете – примерно около часа. И уже с высоты птичьего полета видно, что строящийся морской торговый порт – грандиозное сооружение, современный, многофункциональный комплекс, состоящий из множества терминалов для самых разных грузов. Планируется развитие и территории, прилегающей к порту. Со временем здесь появится новый современный красивый уютный город с населением 35 тысяч человек – для работников порта и их семей. Планируется создание контейнерного, паромного, зернового и др. терминалов. Но все это пока только в перспективе. Как мы убедились, из четырнадцати построенных комплексов в полную силу работает только два: по перегрузке угля и автомобильно-железнодорожный паромный комплекс. Последний и то только потому, что порту в Усть-Луге разрешили принять две пробных партии автомобилей, а потом в разовых разрешениях отказали. Сотрудники уверяют: «Все системы функционируют и приборы отлажены». Единственное, что тормозит начало полноценной работы всех комплексов, – это отсутствие разрешения межведомственной комиссии, которая из-за бумажной волокиты все никак не может согласовать сроки пуска на уровне ведомств и дать «зеленый свет». Начальник Северо-Западного таможенного управления Михаил Прокофьев, который лично показывал терминалы, уверен, что создание таких крупных комплексов просто необходимо, поскольку это снимет большие нагрузки с пунктов пропуска на таможенных участках, и очереди из грузовиков на российских границах станут значительно меньше. Заработать все участки порта должны были еще в августе. Теперь речь идет об октябре, когда соберется межведомственная комиссия. В развитии порта заинтересованы прежде всего крупные российские предприятия - экспортёры.