Анна Ахматова познакомилась с Модильяни в Париже в 1910 году. В 1911 году художник создал целую серию рисунков, посвященных молодой поэтессе из Петербурга. Они изображали Ахматову, в том числе, и в виде обнаженной модели. В своих воспоминаниях Ахматова упоминает 16 рисунков, подаренных ей Модильяни и привезенных в Россию. Из них сохранился только один – его фотокопия представлена в постоянной экспозиции музея, остальные, по словам самой поэтессы, «погибли в царскосельском доме в первые годы революции». Рисунок, хранившийся у Ахматовой, долгое время считался единственным. Но в 1993 году в Венеции на выставке произведений Модильяни итальянская славистка Августа Докукина-Бобель обнаружила там 8 рисунков, имеющих несомненное отношение к Анне Ахматовой. В музее Ахматовой знали об этой сенсации в Италии, но никогда не думали, что история эта будет иметь продолжение, рассказывает директор музея Нина Попова. По ее словам, шведская компания «Рюрик» выкупила у лондонской галереи модильяниевский рисунок, и во время экономического форума в Петербурге глава фирмы Нилс Нильсон подарил его Владимиру Путину для президентского фонда искусств. Экспозиция в Фонтанном доме оформлена крайне аскетично – обтянутые холстом стены и красные розы, которые Ахматова описывает в своем эссе «Модильяни». Все вместе – это история двух художников, гениев, накануне мировых катаклизмов, разрушения европейской культуры.