Это не просто известные работы Веласкеса, они хрестоматийны. Обычно художники изображали Гераклита и Демокрита, как две противоположности, Веласкес же обратил внимание на неожиданных персонажей. Дело в том, что Эзопа ценили в Испании, его изображали в гравюрах, Мениппа же до сих пор никто не рисовал. Менипп жил намного позже Эзопа, но их судьбы схожи – оба были освобожденными рабами, оба трагически закончили свой жизненный путь. Полотна наполнены символикой – Эзоп изображен с золотой чашей, в краже которой он был ложно обвинении и сброшен с горы жрецами Апполона в Дельфах. Философ-киник, известный сатирик Менипп на картине саркастично усмехается, у его ног находится кувшин. В 17 веке это был символ женщины. Исследователи считают, что кувшин в композиции намекает на присутствие третьего полотна – «Марс», где бог войны изображен Веласкесом сидящим на любовном ложе. Все три картины составляют триптих, рассказывает куратор выставки, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Людмила Каганэ. По ее словам, все три картины были написаны для охотничьего павильона и в старых описях упоминаются вместе.
В Эрмитаж привезли уже привычную пару – философа и баснописца. Рассмотрение этих работ как своеобразного триптиха открывает новые возможности для понимания каждой из картин. Но независимо от этого образы мыслителей, созданные Веласкесом, вошли в историю как величайшие произведения живописи.