Система пожаротушения – лодочная объемная химическая (сокращенно ЛОХ) была разработана более 30-ти лет назад после пожара на подводном крейсере К-19. И уже тогда появились первые пострадавшие от сбоев в сигнализации – инертный газ Фреон несанкционированно попадал в отсеки, что приводило к отравлению людей. От греха подальше - моряки стали управлять системой пожаротушения вручную. В случае сигнала о возгорании командир оповещал подводников, и только затем включалась система объемной химической защиты. Но на лодках нового 3-4 поколения вновь, при срабатывании сигнализации газ стал поступать автоматически. На действующих кораблях командиры самовольно все-таки переходят на ручное управление. Однако атомоход Нерпа был на ходовых испытаниях и еще не вошел в состав флота. Председатель Петербургского клуба моряков-подводников, капитан первого ранга Игорь Курдин предполагает, что члены сдаточной команды не были обучены пользоваться средствами химзащиты. А ведь любой человек, независимо гражданский-военный, выходя в море, становится подводником и должен знать, как вести себя в случае аварии. АПЛ НЕРПА проектировалась в Петербурге в Морском бюро машиностроения «Малахит». Генеральный конструктор - Владимир Пялов по понятным причинам не стал обсуждать, чем занимался экипаж атомохода в боевом походе. А результаты инцидента появятся только после завершения работы Комиссии по расследованию аварии. По факту ЧП на подлодке Нерпа возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил вождения или эксплуатации военных кораблей, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия».
Результаты расследования ЧП на подлодке «Нерпа» обещают обнародовать уже в течение этой недели.