Исаак Левитан - самый великий из русских пейзажистов, которые в 19 веке открыли для современников скромную красоту русской природы. В ней он стремился увидеть лирику, поэзию. И может поэтому почти каждое полотно – шедевр. Впервые за долгие годы Третьяковская галерея предоставила в экспозицию свои работы. Это произведения, знакомые всем с детства, а этюдный материал, хранящийся в русском музее является драгоценным дополнением шедевров. За последние полвека в стенах Русского музея можно увидеть так много шедевров Левитана. «У омута», «Вечерний звон», «Владимирка», «Над вечным покоем», «Март», «Свежий ветер. Волга», «Озеро» и другие. Особенность его полотен в том, что в каждом пейзаже русский человек обязательно узнает что-то родное, рассказывает ведущий научный сотрудник музея, куратор выставки Сергей Кривонденченков:"Все его произведения собирательные, по большей части. Это написано не с натуры. Но он умел так выразить душу природы, что каждый находил в его пейзажах что-то свое. Беспокойство сквозило в его полотнах, и он, при всем его мастерстве, переживал, что не в состоянии выразить ту божественную красоту, что разлита в природе".
Красной линией проходит в произведениях Левитана самый его любимый мотив – осень. В каждом зале экспозиции – свой осенний мотив. Начинается выставка с картины «золотая осень. Слободка», а заканчивается полотном «поздняя осень». Небольшой раздел выставки посвящен дружбе двух величайших представителей отечественной культуры и ровесников – Чехова и Левитана.