Это имя, равно как и псевдоним,Владимир Марков, мало что говорят современному зрителю. Между тем, авторитет МАтвейса и его влияние на адептов «левого» искусства были огромны. Но его место в истории оказалось намного скромнее, чем у других лидеров движения вроде Малевича или Татлина. Матвейс умер в 1914 году, в возрасте 37 лет, не успев создать собственных знаковых произведений вроде «Черного квадрата». Матвейс хотел создать общую теорию мирового искусства. С этой целью он вел исследования других культур. На примере 40 живописных произведений из собрания Государственного художественного музея Латвии и 35 фотографий из книг МАтвейса «Искусство острова пасхи», «Искусство негров» и «Скульптура народов Северной Азии» можно судить о деликатности его творчества. Его теории следует признать скорее культурологическими, чем авангардными, хотя он и был автором первого в России манифеста русского авангарда «Русский Сецессион». Он был один из основателей общества художников "Союз молодежи" - первого в России объединения художников-новаторов. У него есть и еще одна заслуга, считает директор государственного художественного музея Латвии Мара Лаце. Он был объединителем двух культур:латышской и русской.Его корни и Родина были в Латвии, а все творческие искания и находки пришлись на Россию, на Петербург.Эта выставка расширяет представление о том, что же такое русский авангрард. Она небольшая, но значимая. Здесь показан срез эпохи, показана личность рубежа веков. И, хотя жизнь Волдемарса Матвейса была короткой, он показал себя человеком своего времени. Настал момент восстанавливать утраченные связи между Латвией и Россией. Недаром один из выразителей эпохи авангарда Василий Кандинский считал себя "человеком мира".