Большая картина – особое явление в художественной культуре: эстетическое, историческое и нравственное. Картины больших размеров писались в основном по заказу. Но каждый художник, занимаясь своей повседневной работой, мечтает написать свою большую картину, где бы он мог выразить себя полно и совершенно, оставить потомкам именно этот итог своего творчества. Большая картина- еще и апробация мастерства художника, требующая от него мобилизации всех сил: творческих, физических нравственных. Это явление еще предстоит изучить искусствоведам. Русский музей сделал выставку, не только соизмеряясь с размером полотен, была и еще одна задача. Здесь размещены работы, которые практически никогда не показывались, многие из них развернули с валов только при подготовке к выставке. По словам заместителя директора Русского музея Евгении Петровой, на одном валу хранится несколько картин, поэтому те картины, что находятся в центре вала, можно не видеть годами. Это еще и потому, что для раскатки с вала такого большого произведения просто нет свободных площадей. Реставраторы разворачивают их, только готовя определенную экспозицию. Картины, представленные на выставке, - в основном историческая и религиозная живопись, парадные портреты. Этим и объясняется значительный размер холстов. При жизни авторы этих работ и эти произведения были хорошо известны, а затем последовало долгое забвение. К таким работам относится, например, картина Маковского «Русалки» - необычное по замыслу произведение, на создание которого художника вдохновило творчество Гоголя. Полотно было представлено в 1879 году на выставке передвижников и прямо там приобретено императором Александром Третьим для Эрмитажа, откуда впоследствии поступило в Русский музей. Так что для зрителя будет интересно постижение этого пласта русской художественной культуры.