11-03-2025
Наряды Эдиты Пьехи можно увидеть в Эрмитаже
26 костюмов из коллекции концертных и повседневных платьев народной артистки СССР Эдиты Пьехи представлены в Реставрационно-хранительском центре "Старая деревня" Эрмитажа. Это – дар певицы музею. Среди костюмов – работы известных модельеров, которые помогали прославленной певице создавать свой неповторимый образ. Елена Медведева побывала на выставке.
Выдающаяся артистка, завоевавшая любовь и признание не только в Советском Союзе и России, но и далеко за пределами нашей страны, прославилась исключительным вкусом, элегантным гардеробом и роскошными сценическими костюмами. Одним из первых художников, работавших с Эдитой Пьехой, стал Вячеслав Зайцев. Певица передала в дар Эрмитажу восемь ансамблей, созданных для нее в разные годы мэтром отечественной моды: от сдержанных платьев конца середины карьеры до многослойных концертных костюмов начала 2000-х годов, подчеркивающих стать певицы. Элегантными сценическими платьями представлено в коллекции и творчество двух других московских модельеров – Александра Шешунова и Владимира Середина. Этот дар закрывает значительные лакуны в музейном собрании современного костюма, представленного отечественными модельерами, отметила куратор выставки, заведующая Сектором прикладного искусства Эрмитажа Нина Тарасова: "У нас, например, не было раннего Зайцева, а теперь у нас есть работа в Вячеслава Михайловича 1970-х годов 20-го века. Это где-то 50 лет, которая охватывает эта коллекция. Это огромный пласт отечественной культуры и, по нему можно изучать историю нашей моды. И ведь известно, что Эдита Станиславовна во время своих гастрольных поездок надевала эти прекрасные платья. И не только Европа, но и Америка, другие страны узнавали, что в России есть прекрасные модельеры, которые великолепно одевают своих выдающихся артистов. Своими концертными костюмами Эдита Пьеха открывала зарубежной публике имена советских и российских модельеров". Одна из модельеров - Ирина Танцурина, с которой у певицы сложился прекрасный творческий тандем. Несколько платьев дизайнера, созданных для Эдиты Пьехи, представлены на выставке. Ирина Танцурина рассказала – певица очень требовательный клиент: "Эдита Станиславовна четко знала, что ей нужно. Эскизы предлагались мной, но выбирала она. Цвета у нее любимые были. Это, во-первых, белые, потому что, но она говорила, что у нее не было свадьбы, и не было белого платья, поэтому она очень любила одевать белое. И вот еще пастельные, чистые, розовые, бирюзовые, желтые. Ткань должна быть тонкая, летящая. Это ее стиль. Очень любила цветы, искусственные розы, но попробуйте ей, кабы какую розочку дать, то есть розы выбирались тоже очень кропотливо". Эдита Пьеха передала музею пять работ Нонны Меликовой – ведущего художника-модельера Экспериментального цеха Ленинградского дома моделей одежды. Творчество Татьяны Парфеновой представлено в коллекции тремя костюмами: от брючного ансамбля, созданного в 1990-е, до роскошного шелкового платья начала 21 века. В коллекции Эрмитажа до сих пор не было работ этих модельеров. Известный дизайнер Ирина Селюта отметила, что по ним можно изучать историю советской моды: "Эти костюмы как знак времени, примета времени оказались в Эрмитаже. Это для нас счастье. Я надеюсь, что настанет момент, когда мы сможем проследить хронологическую цепочку, развитие феномена костюма повседневного и сценического. Поэтому это бесценные вещи, они необходимы для того, чтобы дизайнеры творили дальше. Все они могут это делать, только на мощной базе традиций". Несколько прекрасных концертных платьев из гардероба Эдиты Пьехи выполнены в ателье индивидуального пошива, но это нисколько не умаляет их значимости. Эдита Станиславовна не раз выступала в этих нарядах на сцене, снималась на телевидении и всегда выглядела безупречно.
Выставку можно посетить до 20 апреля в рамках обзорной экскурсии по открытому хранению Реставрационно-хранительского центра "Старая деревня".