27-06-2024
Спорт стал частью лечебной реабилитации детей с нарушением слуха
Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи разработал новую методику реабилитации детей с нарушениями слуха. В лечебную программу вошли занятия теннисом. Подробнее о новой методике расскажет Артем Сащенко.
Заместитель директора Петербургского НИИ ЛОР по научной работе, профессор Сергей Рязанцев вспоминает: 30 лет назад, когда он пришел на работу в институт, в лечении слабослышащих был только один подход – слуховые аппараты. Ситуация с полностью лишенными слуха была тупиковая. Все изменилось, когда появилась кохлеарная имплантация – метод установки устройства, способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе. Затем перед медиками встала задача реабилитации людей с нарушениями слуха, особенно детей. В НИИ ЛОР приступили к разработке программ реабилитации, появился специальный словарь для глухих. Со временем стало ясно, что проблема заключается не только в лингвистической, но и в моторной реабилитации, говорит Сергей Рязанцев: “И речь, и слух очень связаны с моторикой. С этого года наш институт впервые стал заниматься комплексной проблемой реабилитации. Это практически нигде в мире не делается, в нашей стране точно нигде не делается. И вот мы разрабатываем новую тему для того, чтобы не просто вернуть глухих в общий социальный мир, но чтоб они не испытывали никаких трудностей: ни моторных функций, ни функций речи, ни функций слуха”. Идея новаторской методики принадлежит главному врачу Петербургского детского сурдологического центра Газизу Туфатуллину. По его словам, от 30 до 60 процентов случаев слуховых нарушений у детей сочетаются с вестибулярными. Это расстройства равновесия, баланса, плохие моторные навыки. У детей с нарушениями слуха как правило плохая координация. Для этого и было решено включить в протокол реабилитации занятия теннисом, который эффективно помогает преодолеть эти нарушения. Занятий лечебной физкультурой недостаточно, к тому же детям на них скучно. Теннис – другое дело, убедился на практике специалист по адаптивной физкультуре, тренер по теннису Артем Пожидаев: “Акцент на тренировках мы делаем на развитии координации, баланса, равновесия. Обязательно дети учатся играть в теннис, но основная цель – это реабилитировать детей. Дети очень здорово начинают общаться между собой. Это тоже немаловажно”. Сегодня в Петербурге выстроена полная цепочка сопровождения детей с нарушениями слуха. Она начинается с аудиологического скрининга и постановки диагноза. Затем идет слухопротезирование и слухоречевая реабилитация. Теперь в дело вступает новая методика, которая поможет детям более эффективно развивать моторику и координацию.