05-11-2024
"Царство Культуры" в Музее семьи Рерихов
На картинах Николая и Святослава Рерихов из собраний Русского музея и музея Востока перед зрителем предстают образы русской культуры, а также индийской, монгольской, китайской, тибетской и персидской. Елена Медведева – с подробностями.
"Царство Культуры" - так называется очерк Николая Константиновича Рериха. Это - своего рода манифест культуры, где художник рисует ее образ как синтез лучших достижений человеческой цивилизации. Выставка с одноименным названием, которая построена по принципу полифоничности культур, раскрывает эту идею. На картинах перед зрителем предстают образы, прежде всего русской культуры, которая занимала особое место в творчестве Николая Рериха. Он изучал ее корни, стремился раскрыть глубину и многообразие, искал связи с мировыми традициями. На выставке представлены и полотна Святослава Рериха, который пошел по стопам своего выдающегося отца и также посвяти себя творчеству. В составе экспозиции – как известные работы обоих художников, так и те, что выставляются крайне редко, отметила заместитель директора музея семьи Рерихов Юлия Будникова: "У нас там есть многие очень яркие картины Рериха, некоторые сюжеты хорошо зрителям известны. Это, во-первых, прекрасная картина Борис и Глеб. Интересно, что у нас есть большое законченное полотно из русского музея и предварительный набросок - эскиз из музея Востока, так что зрители могут даже сравнить, как менялась идея, как Рерих искал и краски, и многое другое в этой картине. Кроме того, картина тоже очень известная, замечательная работа, "Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится" - работа Николая Рериха, созданная в 1914 году. Это полотно, написанное накануне Первой мировой войны, накануне вот тех потрясений, которые ждали Россию весь двадцатый век. И тут какая-то вот такая надежда, что из бурь, из испытаний, из штормов Россия выйдет, такой же светлой, как на картине. Знаменитая картина весна священная 1945 года, уже такая праздничная, ликующая, победная. Очень интересная работа "Чара звериная" — картина Николая Рериха, написанная в 1943 году. На холме, поросшем елями, юноша играет на свирели. Звуки инструмента одухотворяют окрестный мир, и мертвые валуны преображаются в бурых медведей. Такая, вот Русь Славянская, медведи, которые сходится к музыканту, который играет на свирели. Это все лишний раз подчеркивает, что Россия никогда из поля зрения Рериха не выпадала, и мысли, в том числе об истоках русской культуры, ее движения, судьбах и России русской культуры они постоянно были с художником. Есть интересная работа "Кришна", 1938 года. Рерих подчеркивал, что Кришна и Лель имеют общие корни в разных культурах. Вообще на выставке мы старались подчеркнуть какие-то переклички, которые между разными культурами существуют, образы, которые можно в разных культурах найти. Герои, святые, подвижники разных культур, которые объединены именно своим духовным подвигом".
Посетители выставки могут увидеть и знаменитую картину Николая Рериха «Героика Китая», которая была создана им сразу после окончания Маньчжурской экспедиции в середине 1930-х годов. Рерих воссоздал на полотне древнюю каменную стену, протянувшуюся по горному хребту на многие километры. На переднем плане художник поместил фигуру воина. Его лик имеет сходство с изображением первого императора Китая Ши-хуанди, создавшего знаменитую терракотовую армию и коренным образом изменившего жизнь всего китайского общества. Еще одна картина Николая Рериха "Гистасп (Шах-Намэ)" напоминает о царе Гистаспе, в царствование которого и явился пророк Зороастр, заложивший основы новой религии. Также можно увидеть полотно Святослава Рериха "Лейла и Меджнун" 1937 года – удивительную иллюстрацию к старинной персидской легенде, поэме о великой и трагической любви. Выставку дополняют редкие книги, открытки, предметы декоративно-прикладного искусства.