19-11-2024
"Твердыня пламенная". В Эрмитаже открылась масштабная выставка работ Николая Рериха
В Главном штабе Эрмитажа открылась выставка "Твердыня пламенная", приуроченная к 150-летию со дня рождения Николая Рериха. В составе масштабной экспозиции, повествующей о его творческом, научном и духовном пути, не только картины Николая Константиновича, но и уникальные произведения русской иконописи и тибетской живописи, предметы декоративно-прикладного искусства, памятники письменности, книги, документы, фотографии и вещи, связанные с жизнью и творчеством художника, философа, путешественника и общественного деятеля. Елена Медведева продолжит.
Выставка организована Эрмитажем совместно с Петербургским музеем-институтом семьи Рерихов и другими российскими музеями и культурными институциями. Исследователи творчества великого художника объединились, чтобы показать Николая Рериха как человека, впервые в мировой истории пришедшего к идее создания международного закона о защите культуры. Название выставки повторяет заголовок одного из известных сборников публицистики Николая Константиновича – "Твердыня пламенная". Книга впервые была издана в 1933 году, за несколько лет до подписания Пакта Рериха – первого в истории договора об охране культурного достояния. Одна из главных задач выставки – представить наследие художника и мыслителя через связь с ведущей идеей его деятельности - "Мир через Культуру", - отмечает куратор экспозиции, научный сотрудник Отдела Востока Эрмитажа Владимир Абинякин: "И для него это был огромный путь, который он преодолевал в течение всей своей жизни. Это мы взяли за основу. А дальше мы решили воспользоваться теми возможностями, которые есть в Эрмитаже. Поэтому мы могли показывать не только творчество Николая Константиновича, не только его книги, литературу, не только его тексты, связанные с идеями о сохранении культурного наследия, но мы могли показать все, чем он вдохновлялся. Потому что он не придумывал, он исследовал Древнюю Русь, Восток, он исследовал первобытное общество, он вел археологические раскопки и в одной из своих статьях писал, что это не должно быть чем-то мертвым, для него это всегда был источник вдохновения, для того, чтобы создавать что-то новое. Поэтому все эти произведения, так или иначе в образах попадали в его произведения. И мы можем показать именно материальные памятники, которыми он вдохновлялся. Например, здесь есть изображение древнерусской красавицы, которые вся в украшениях. И мы из наших археологических коллекций находим подлинные древнерусские памятники, которые мы показываем рядом с этими произведениями, буквально демонстрируя творческий метод Николая Константиновича. У нас есть картина "Священное подношение". Иконописного типа, но вдохновленная росписью из Оазиса Великого Шёлкового пути. Мы даже знаем, где он увидел. В одной из книг исследователя этих росписей он видит небольшой рисунок из одной из пещер. И он берет за основу эту композицию. Но мы можем показать еще и подлинные росписи. И более того, даже мы показываем оригинальные реликварии, которые он видел, которые есть у нас в собрании. То есть таким образом мы разворачиваем Мир Рериха, все, чем он жил, чем он вдохновлялся. Мы буквально овеществляем, все, что существует у него в образах. И через этот вот путь его поиска мы показываем его движение в сторону самой главной идеи – сохранения культурного наследия". Выставка охватывает творчество Николая Константиновича Рериха со времени его обучения в Императорской Академии художеств, до 1940-х годов. В первом зале представлены картины на сюжеты древности. Эти произведения сопровождаются уникальными археологическими находками. Во втором зале перед зрителем открывается мир Востока, играющий ключевую роль в творчестве Рериха. Зрителей встречают религиозные и философские книги, образцы буддийской иконы и пластики, памятники письменной культуры Востока. Важное место занимают живописные произведения художника. Особого внимания заслуживают гималайские этюды, созданные художником во время его Центрально-Азиатской экспедиции 1920-х годов. Размышлениям художника о будущем и необходимости защиты культуры посвящен третий зал. Многие работы были написаны во время Первой мировой и Великой Отечественной войн. Здесь представлены и некоторые материалы, связанные с историей создания Пакта Рериха. Один из центральных экспонатов выставки - Пермский иконостас, исполненный Рерихом в 1907 году для Успенского женского монастыря - выдающееся произведение русской религиозной живописи начала 20 века.