21-03-2025
О художнике-космисте Викторе Черноволенко рассказывает выставка "Сказка о космосе"
В Музее-институте семьи Рерихов открылась выставка, посвященная 125-летию со дня рождения Виктора Черноволенко, художника-интуитивиста, участника объединения «Амаравелла». Экспозиция знакомит с творческим путем художника: не только с насыщенными 1920-ми годами и 1960-ми годами, но и с трудными и оставившими от себя небольшое количество произведений 1930–1950-ми годами, когда он и члены его кружка подвергались гонениям. Многие из произведений выставляются впервые. Елена Медведева – с подробностями.
Виктор Черноволенко имеет непростой творческий путь. По профессии он был снабженцем, однако с детства имел интерес к творчеству, увлекался театром. Решающим событием в судьбе Черноволенко стало знакомство с художниками объединения «Амаравелла», произошедшее в 1927 году. Начались беседы об искусстве и философии и самостоятельное творчество. Художники ориентировались на идеи русского космизма и искания Рерихов, с которыми они познакомились во время их проезда через Москву в 1926 году, во время Центрально-Азиатской экспедиции. Вскоре начались репрессии, коснувшиеся и "Амаравеллы". Черноволенко продолжал писать, однако значительно меньше. Новый расцвет его творчества произошел в 1960-е годы, когда он смог посвящать любимому делу все свое время. В фондах музея хранится значительное количество работ мастера. Часть из них он сам подарил основательнице музея семьи Рерихов Людмиле Митусовой, двоюродной племяннице Елены Рерих, часть – передала в дар музею вдова художника Мария Филипповна Дроздова-Черноволенко. Таким образом на выставке удалось показать разные периоды творческого пути мастера, рассказала сотрудник музейно-просветительской службы музея-института семьи Рерихов, куратор выставки Светлана Харькова: "Нам удалось показать его самые ранние работы. Это тот период, когда он познакомился с художниками Амаравеллы, когда он начинает творить. Здесь ряд работ, памятных на для него — это совместная поездка с друзьями по Ладоге. И четыре произведения как раз сохранило впечатление о той поездке. Далее представлены работы 1930-х и 50-х годов. Это очень сложный был период, когда большая часть членов объединения Амаравеллы была репрессирована. Виктор Тихонович уехал по работе в этот период на Дальний Восток, и, видимо, это его сохранило. Но в то время, конечно, он писал мало. И вот если смотреть на работу этого периода, то чувствуется, что здесь другие краски, они небольшого формата, все эти произведения, их не так много сохранилось. Ну а вот подлинный такой расцвет его творчество происходит в1960-е годы. Встреча с Юрием Николаевичем Рерихом произошла в это время. И это как раз те произведения, которые в центральной части нашего зала находятся. Они более яркие, насыщенные, более продуманные по композиции. И здесь мы можем видеть циклы, работы связаны единой темой. Ну вот, например, цикл "Сказочное озеро". Ну, а наверху картина, которая называется "Белая птица". Она была подарена художником Людмиле Степановне Митусовой, основательнице нашего музея, двоюродной племяннице Елены Ивановны Рерих. Ну, а второй цикл, представленный здесь на выставке, называется "На далекой планете". Один из исследователей, Юрий Линник говорил о том, что Черноволенко, если сравнивать с другими художниками Амаравеллы, они же разные, у каждого своя манера письма, то именно Черноволенко имеет много чего-то такого сказочного в манере письма. Но это не та сказка, как у Билибина или Васнецова, когда есть какая-то отсылка к прошлому. А здесь он изображает будущее, изображает то, когда человек увидит действительно эти далекие планеты, которые он здесь пишет. Ну и вот такие его работы как раз и стали основанием для нашего названия, "Сказка о космосе", именно такое название мы дали нашей выставке.
Выставка знакомит и с таким явлением, как квартирные экспозиции. Один из разделов посвящен ленинградской выставке 1971 года, проходившей в квартире Митусовых. Фотографии и письма свидетельствуют о дружбе Черноволенко не только с Людмилой и Татьяной Митусовыми, но и с их троюродным братом Юрием Рерихом, поддерживавшим его творческие искания. Черноволенко был наделен и даром музыкальных импровизаций. Художник признавался, что его музыка и художественное творчество настолько тесно связаны, что не могут существовать одно без другого. И за эту слитность двух видов искусства его часто сопоставляют с выдающимся художником-космистом Чюрлёнисом.