Тайна меча Довмонта

Петербургский журналист, специальный
корреспондент ГТРК "Санкт-Петербург" Алексей Олиферук готовит к
выходу свой новый документальный фильм "Слово о мече и князе",
посвященный странной судьбе меча князя Довмонта. Сегодня это оружие,
бывавшее в XIII веке в кровопролитных боях, хранится во Пскове и
почитается жителями этой древней земли как ценная реликвия.
Алексей Олиферук начал свою деятельность на телевидении в 1990 году.
За прошедшие годы он снял тысячи новостных сюжетов и десятки
документальных фильмов. Алексей является лауреатом и победителем
многих профессиональных конкурсов, фестивалей. 30 апреля журналист
расскажет телезрителям о загадочном периоде Средневековой Руси,
малоисследованной истории князя Псковского Довмонта и его
таинственном мече. В ожидании премьеры журналист Metro TV выяснила у
автора некоторые подробности проекта.
- Как вам пришла мысль создать
фильм об истории меча?
Идею мне подал мой знакомый, известный археолог
Анатолий Кирпичников, который в 1970-х годах занимался определением
подлинности этого предмета. Меч хранится во Псковском
государственном заповеднике и является главным его экспонатом и
главной святыней города Пскова. Во время работы над этим фильмом я
многое узнал. И попытался рассказать об этом зрителям. По
образованию я историк, наверное, поэтому все мои телевизионные
проекты так или иначе ориентированы на исторические моменты. Я очень
спокойно отношусь к оружию. До этого у меня не было никакого
интереса к этой теме, наверное, только так - по-мальчишески
подержать в руках мне интересно. В теме Средневековой Руси я не
спец, но мне помогли профессионалы: историки оружия, археологи и
антропологи - так что в этой теме я теперь ориентируюсь хорошо. У
нас сформировалась команда, некое "братство меча".
- И в чем же главная интрига для
зрителей?
Это вообще загадочный период нашей истории -
Средневековая Русь, XIII-XIV век. Князь Довмонт - литовец по
происхождению. Псковичи привлекли его к правлению после странного
семейного конфликта в Литве. Довмонт бежал из Литвы после того, как
произошло убийство его родственника, основателя Великого Литовского
княжества Миндовга. По самой распространенной версии, Миндовга убил
сам Довмонт. И у него, кстати, был мотив: Миндовг склонил к
сожительству его жену. Прибыв во Псков, Довмонт принял крещение и
нарекся Тимофеем. На Псковщине он княжил 33 года - самый длинный
срок правления среди псковских властителей. Он выиграл все семь
отмеченных в летописи сражений, и эти сражения по масштабу не
уступали битвам на Неве или Ледовому побоищу. Но так уж вышло, что
Александр Невский пользуется нынче большей популярностью: каждая
эпоха со временем ориентируется на каких-то своих героев.
- Чем интересен этот меч?
Были проведены подробные анализы европейского
оружия. Мы успели побывать на Кипре и в Иерусалиме. Кипр был связан
с крестоносцами в течение 300 лет. А по одной из версий, именно с
крестоносцами, с западноевропейской культурой связано происхождение
меча. На ножнах этого меча изображен некий бегущий волк - клеймо
австрийских оружейников. Думается, у меча была очень интересная
история до его появления на Псковщине. Этот артефакт мог вполне
принадлежать какому-либо знатному рыцарю или даже особе королевских
кровей. Есть еще более романтическая версия происхождения меча: он
принадлежал Миндовгу и мог быть использован в качестве коронационной
регалии в коронации этого правителя. В этом случае меч должен был
побывать в Ватикане для освящения папой римским. Если это так, то
более пафосную историю даже представить сложно! В любом случае это
русская воинская святыня, может, и не номер один, но номер два или
три точно. В России ему нет аналогов.
- Как долго его изучают? И почему
до сих пор меч вызывает интерес у исследователей?
Начиная с 80-х годов этим предметом особенно
никто не интересовался: описали клейма, высказали версии
относительно датировки создания, но на этом все. В 90-е годы начали
выходить статьи, в которых высказывались предположения, что это
вообще не меч, который мог принадлежать Довмонту, и что он "моложе"
князя на 70-100 лет как минимум. С другой стороны, современные
историки провели очень детальный сравнительный анализ по
средневековым миниатюрам на гробницах рыцарей - и в Дании, и в
Шотландии, и на Кипре. На них есть изображения клинков, и они вполне
укладываются в типологию меча Довмонта. Миниатюры, конечно, не
фотографии, но это нам дает основания предполагать, что меч все-таки
был произведен в XIII веке. Просто его "собратьев" не осталось. Но в
том-то и загадка меча Довмонта, что он очень хорошо сохранился.
- Что удалось сделать, какие
исследования были проведены?
На самом деле мы так и не дошли до главного -
радиоуглеродного анализа. Это единственное, что нам осталось. Но это
очень дорогостоящая процедура для любого музея мира, не говоря уже о
маленьких провинциальных музеях. Еще надо понимать, что подобные
исследования длятся годами и при этом не дают стопроцентного ответа
на все вопросы. Тем более если речь идет об изделии из металла. Это
дорого. Если мы сможем договориться с серьезными научными центрами,
привлечь интерес ученых, то можно говорить о таком исследовании.
- Какой фильм у вас
получится в итоге? Вы довольны результатом?
Я не питаю иллюзий, что этот фильм будет
интересен абсолютно всем. Мы сделали достаточно элитный продукт, и
не думаю, что он будет востребован широкой аудиторией. Скорее, мы
ориентированы на тех, кому интересны русское Средневековье и, в
частности, история Пскова. Картина может приглянуться ценителям
оружия, а также любителям географии. Еще есть надежда зацепить тех
людей, которые не выключат телевизор в первые 10 минут; и возможно,
их затянет атмосфера фильма. Мне кажется, картина будет отличаться
тем, что в ней все настоящее: миниатюры, графические изображения
сделаны на основе подлинников. Повесть Довмонта - это повесть
Довмонта, без прикрас. Кроме меня, там нет ничего современного. Я
же, как мог, пытался связать элементы фильма, хотя, может, это и
утяжелило восприятие. Последний критерий - чтобы себе нравилось.
Специалисты сразу поймут и оценят фильм. В этой истории столько
темного, неясного, нераскрытого, что она еще долго будет будоражить
фантазии людей.
- Каково ваше отношение к
современному документальному кино в целом?
Сегодня очень много жанров в документальном кино.
Основной поток - это серийная документалка, от которой возникает
ощущение, что она снята в одной монтажке, одним каналом, одними и
теми же людьми и озвучена одним голосом. Тематика почему-то крутится
вокруг личной жизни советских вождей, плюсов и минусов сталинской
эпохи. Как зритель я от этого устал. Тяжело это воспринимать. Есть
другая категория - дорогая документальная драма. Это уже интереснее,
живо смотрится; но такие большие проекты случаются очень редко - их
мало, но, наверное, это правильно. Еще меньше другого
документального кино - старой ленинградской школы, поклонником
которого я являюсь. Такие ленты действительно и являются настоящим
документальным кино, в них нет штампованных телевизионных ходов, нет
автора в кадре, компьютерной графики, игры актеров и реконструкции
событий, зато есть режиссерский взгляд, работа оператора,
проработанный сценарий. Это большое мастерство. Но я точно знаю, что
все жанры хороши, кроме скучного, так что будем стараться.
Татьяна Рамкина
METRO TV, 14 апреля 2011 |