19-06-2024
В Петербурге открылся Международный авиационный инновационный форум
Его участники поделятся опытом использования новых решений в деятельности аэропортов и авиакомпаний, обсудят вопросы безопасности и тренды импортозамещения в авиационной отрасли. Подробности – в репортаже Артема Сащенко.
Международный авиационный инновационный форум проходит по инициативе Регионального информационно-вычислительного центра “Пулково”. Это одна из старейших организаций страны в сфере автоматизации авиатранспортных процессов. На форум съехались руководители авиапредприятий и специалисты в сфере авиации и IT, менеджеры высшего и среднего управленческого звена, которые представляют IТ-подразделения, производственно-диспетчерские службы, центры управления полетами, службы организации пассажирских перевозок, грузовые терминалы, центры взаиморасчетов. Они обсуждают новые решения для гражданской авиации. Доклады и дискуссии посвящены трендам импортозамещения и развития IT в авиации, инновационным технологиям наземного обслуживания воздушных судов, цифровизации производственных процессов в авиакомпаниях, повышению уровня безопасности и качества работы авиапредприятий, применению инновационных технологий для решения транспортных задач. С большими вызовами отрасль столкнулась в последние 2 года. Многие сервисы пришлось переводить на российские платформы и внедрять отечественные решения. Гендиректор РИВЦ “Пулково” Глеб Головченко рассказал о том, как сейчас обстоит дело с импортозамещением в отрасли: “Мы в это время организовали оперативный штаб противодействия западным санкциям, объединили там аэропорты, авиакомпании,
IT-поставщиков для того, чтобы все были в едином информационном поле. Тогда ситуация была критическая, многие вещи пришлось делать с колес. По некоторым направлениям были уже аналоги. Сейчас можно сказать, что
основные все задачи решены. Где-то есть уже по несколько продуктов, которые могут замещать. Если мы говорим про авиакомпании, то еще в конце 2022 года авиакомпания Аэрофлот перешла с американской системы бронирования Сэйбр на российскую разработку. Как и другие авиакомпании, которые потом тоже присоединились к этому процессу”. Сейчас, говорит Глеб Головченко, разработаны основные российские производственные системы и для аэропортов, и для авиакомпаний. Но есть направления, требующие интенсификации. Это касается крупных аэропортов, которые привыкли к высокому уровню автоматизации, но у разработчиков долгое время не было возможности опробовать свои решения в таких объемах. В этой работе помогают индустриальные центры компетенции: “Импортозамещение должно быть рано или поздно завершено. И мы должны перейти к импортоопережению. У нас все есть для того, чтобы разрабатывать продукты, которые будут лучше, чем текущие. И, конечно, они должны быть конкурентоспособными на других рынках”. В ближайшие 2 года авиакомпании окончательно уйдут от иностранных программных компонентов и аппаратных решений, устройств и серверного оборудования. Появятся новые сервисы и технологии с привлечением искусственного интеллекта, блокчейна, больших данных, биометрии. Для этого уже разработана дорожная карта, в рамках которой будут развиваться аэропорты и авиакомпании России.