24-09-2024
Работы по восстановлению картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи" полностью завершены
Шедевр Карла Брюллова "Последний день Помпеи" вскоре вернется на свое привычное место – в залы Михайловского дворца. Работы по восстановлению одного из центральных произведений Русского музея полностью завершили за 10 месяцев. В корпусе Бенуа была создана импровизированная реставрационная мастерская, где работали опытные специалисты. Посетители музея, отделенные от них стеклянной перегородкой, могли наблюдать за процессом. Елена Медведева расскажет подробности.
Всемирно известный шедевр русской живописи станет ключевым экспонатом грандиозной выставки Карла Брюллова в Михайловском дворце, посвященной 225-летию со дня рождения художника. Специально к этой экспозиции и была проведена комплексная научная реставрация полотна. В 1995 году специалисты Русского музея укрепили холст и подрамник, устранили многочисленные прорывы и загрязнения на лицевой стороне картины. Но современные технологические возможности позволили, впервые за 200 лет бытования полотна, провести масштабные восстановительные работы. Каждый этап реставрации сопровождала подробная съемка в инфракрасном и ультрафиолетовом излучении. Специалисты смогли не только определить повреждения, но и проникнуть под красочный слой, рассказывает исполняющий обязанности заместителя директора Русского музея Сергей Сирро: "Никто не знал, что скрывается под красочным слоем. Современная техника, которая работает в инфракрасном диапазоне, позволила нам под красочные слои заглянуть, посмотреть, как Брюллов изначально композицию эту менял и располагал по-другому. Там есть смены положения фигур, рук, ног. На самом деле, после того, как мы оценили, отсмотрели огромное количество материала, стало понятно, что Брюллов добивался динамичности. Изначально композиция была немного статична, и все фигуры были как будто замерли. А на самом деле Брюллову требовалось ощущение катастрофы, когда что-то падает, что-то валится, кто-то вскрикивает. И вот для того, чтобы получить этот эффект, он как раз стал менять местоположение, позы, открытый рот, по-другому рука. Сначала и здания были вертикальные, но Брюллов понял, что не очень интересно. И мы видим разваливающуюся архитектуру. Вот она падает, уходит под землю. Самая показательная группа справа, где молодой человек с девушкой стоит. Там совсем все изменилось, и если присмотреться хорошенько, можно увидеть над фигурами головы, которые были изначально, но Брюллов их закрасил"
Подлинный колорит шедевра был скрыт под толстым слоем сильно пожелтевшего лака, который искажал авторский замысел, цветовое и тональное решение, не позволял оценить высочайшее живописное мастерство художника. Наиболее трудоемким процессом оказалось утоньшение лака и удаление поздних записей, говорит ведущий художник реставратор станковой и масляной живописи руководитель проекта Ольга Кленова: "Наверное, сложнее всего то, что полотно очень большое, и то, что по всей поверхности нужно выдержать один уровень утоньшения лака. Домарный лак мы удаляли. Ниже домарного лака уже непосредственно на красочном слое находился лак мастичный, масляный. И вот с ним как раз работа была сложнее, потому что он имел те самые затеки, которые нас больше всего смущали. И опять же, работая командой, мы должны были выдержать тот самый очень тонкий уровень оставшегося слоя лака на живописной поверхности, не удаляя его полностью до конца, с тем, чтобы сохранить эту естественную, аутентичную защиту. А дальше мы уже нанесли свой реставрационный лак. И каждый открывающийся фрагмент вызывал просто восторг, то, как автор работает, как он пишет, как он лихо орудует кистью, достаточно широкой, мощной кистью, как он лепит форму, как он строит цветовые контрасты, касание, отношение плана. Им сейчас можем видеть перспективу. А раньше фигуры на картине были как бы прилеплены друг к другу."
Одновременно с картиной была отреставрирована и историческая рама. Она могла быть выполнена по эскизам отца художника, Павла Брюллова. В процессе работы был проведен огромный комплекс работ - консервация деревянной основы и полное раскрытие авторского золочения, восполнен грунт в местах утрат, выполнены тонировки.
Дата открытия выставки, посвященной Брюллову, уже известна. Это - 18 октября. Экспозицию можно будет увидеть в течение семи месяцев, до середины мая следующего года.