02-10-2024
Шедевры графического искусства представлены на выставке в Михайловском замке
Рисунки Врубеля, Петрова-Водкина, Серова, Филонова, Малевича, Ковенчука, Чарушина и других выдающихся мастеров 20 века представлены в Михайловском замке. У посетителей выставки есть редкая возможность увидеть лучшие образцы графического искусства ведущих русских и советских мастеров ХХ столетия из собрания Русского музея. Они составляют гордость музейной коллекции и экспонируются очень редко - из-за хрупкости материала. Елена Медведева побывала на выставке.
В богатейшей коллекции Русского музея хранится около двухсот тысяч графических произведений. Искусствоведы отобрали для экспозиции лучшие работы различных периодов, чтобы создать выставку, которая как никогда полно и широко представляет графику 20 века: от его начала до 90-х годов. Экспозиция, построенная по хронологическому принципу, последовательно знакомит с работами известных мастеров разных эпох, демонстрирует все разнообразие материалов и техник. В ее составе – только самостоятельные произведения, нет образцов декоративно-прикладного искусства, практически не показано эскизов к живописным работам, кроме нескольких вещей, говорит заведующая отделом рисунка Русского музея, куратор выставки Наталья Козырева: "Такими средствами художественной выразительности может пользоваться только талантливый человек. Потому что рисунок, как лакмусовая бумага, не даёт возможности соврать. Если в живописи можно махнуть кистью и замазать, и стереть, в рисунке этого невозможно сделать. Рисунок, если он неискренен, невнятный, не сказано всё, что хотел художник, его просто мнут и выбрасывают. Каждый лист здесь – шедевр. Мы постарались выбрать то, что может действительно рассказать максимально о том, что может рисунок. И вот сегодня, когда современные молодые художники владеют всеми возможными технологиями, мы, например, считаем, что необходимо обратиться к этим истокам, с чего начинался свободный независимый рисунок в 20 веке. Здесь сокровища, по-настоящему сокровища. И поэтому здесь любой лист, начиная с начала 20 века, который мы начинаем с Врубеля и Серова, с великих наших мастеров, работавших в рисунке, не просто так, как в живописи, абсолютно по-своему. Рисунок – это очень интимное искусство. Художнику не за что здесь спрятаться. Он может спрятаться только за свой внутренний мир и за тот багаж, который у него есть. Что он думает, что он понимает о мире, о человеке, об искусстве, о новых формах, о современном мире – вот это всё может выразить рисунок. И все большие художники как раз об этом всегда говорили. Рисунок отражает сущность художника и его внутренний мир. Потому что самое непосредственное отражение работы художника – бумага, карандаш, перо".
Начинается экспозиция с работ Врубеля, Серова, Петрова-Водкина, Тырсы. В них успешно соединяются старые изобразительные традиции с новыми пластическими поисками художников 20 века. В 1925 году огромный фурор вызвала выставка петроградских-ленинградских художников, состоявшаяся в Москве. Несколько листов из состава той экспозиции можно увидеть и сейчас. В 1930-е новаторские художественные направления уступили место реализму. Великая отечественная война объединила художников. Создавались произведения, помогавшие выстоять в схватке с врагом. Тогда появились работы, вошедшие в историю отечественной культуры, такие как рисунки Суетина, одного из авторов экспозиции музея обороны и блокады Ленинграда. Лиризм и поэтичность 1960-х, экспрессионизм 1980-х, новаторство 1990-х – в одном ряду на выставке стоят выдающиеся мастера, представляющие свои эпохи и художественные направления. Все они создают масштабную картину изобразительных поисков длиной в столетие.