"РОССИЯ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ"
 

НАВИГАТОР

ПРЯМОЙ ЭФИР 66,3 МГц





НОВОСТИ

Слушайте по первой программе городской и областной трансляционной сети, и на частоте УКВ 66,3 МГц

07-11-2024
Искусство религиозного лубка дореволюционной России

На выставке в Музее истории религии - грешники в адском пламени, пьяницы в лапах сатаны, непорочные девы, ангелы, святые и подвижники предстают на нравоучительных картинках. Особый жанр русского религиозного лубка 18-20 веков представлен на выставке в музее истории религии. Елена Медведева расскажет подробнее.

Назидательные картинки пользовались широким спросом, они украшали стены жилищ крестьян, мелкого чиновничества, городской прислуги, ремесленников, покои духовенства, провинциального дворянства. По ним учились читать, с ними коротали долгие зимние вечера, ведь порой на таком листке была запечатлена целая захватывающая история. Изображения дополнялись цитатами из бесед отцов Церкви, собраний изречений. Использовались притчи и их толкования, а также повести и духовные стихи. В конце 18 века в литературный арсенал лубка вошли произведения русских поэтов. Первый раздел выставки посвящен проблемам выбора между праведностью и пороком, рассказывает заведующая отделом православия музея истории религии, автор выставки Светлана Николаева: "Тема выбора у нас начинает с очень редких листов. Вот, например, Сад размышлений, сама иконография подходит к иконам, тоже очень редким, которые появились у нас на рубежах 17-18 веков, которые назвались Лабиринт Духовный. То есть это красиво нарисованный, как бы сверху, лабиринт, с дорожками. И в этих дорожках идет текст. Чтобы прочесть и понять, что здесь изображается. Лист надо крутить, вертеть вот во все стороны. Это такой вариант благочестивой шарады. И это очень редкие листы. У нас есть один рисованный, и второй гравированный, очень цветной и красивый. Здесь в центре находится сам персонаж, и от него постепенно по дорожкам проходит рассказ о том, как юноша попал в этот сад, и долго по ним бродил, в конце концов, нашел выход. Он размышлял на тему об имени Бога и тайне Божества. И понял, что тайна сия великая есть. А потом идут уже литографии, хромолитографии. Уже более позднее – и тексты там уходят. Это тоже одна из примет более поздней нравоучительной картинки. В поздней картинке этот текст визуализируется". Еще один раздел посвящен добродетелям и порокам. Здесь у авторов выставки появилась возможность показать как меняется народная картинка в середине XIX века. Издатели начинают ориентироваться на все сословия. Представлена трогательная литография «Ангел Хранитель утешает умирающую мать, обещая печься об ее дочери» - она явно предназначалась не для крестьянина, а для семей мелких чиновников, купечества, прислуги. Многочисленные пороки, которым подвержено человечество показаны в красочных литографиях. Например, можно увидеть, как выглядит Демон азартных игр. Или почему пить – вредно, говорит Светлана Николаева: "Это наш вечный порок - пьянство. Поэтому мы начинаем с 1740 года. Картинка. Где скомпилированы разные тексты и истории на тему пьянства. И последствия этого пьянства. Кого-то там тошнит, кто-то уже просто лежит. Еще один лист - совершенно прелестный - об одном мужике, который пропил все в кабаке. И к нему подступил сатана. Но на счастье этого мужика вошел мудрый дед стал наставлять его, рассказывать о последствиях пьянства. Это и разорение, и убийства, многое другое". Пороки и добродетели, преодоление искушений и соблазнов, бренность земной жизни и выбор верного пути – вот основные темы назидательного лубка. Посетители увидят около 60 изображений. Многие из листов экспонируются впервые.

  Культура   Елена Медведева
Рубрика Корреспондент

Комментарии
Имя:
E-Mail:
Комментарий:
 
 

 

ПРЯМОЙ ЭФИР 99,0 FM

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ


21-11-2024
«Казус Мейерхольда, или "Ревизора" хочется всегда»

Выставка с таким названием открылась в Театральном музее. Она подготовлена Петербургским музеем театрального и музыкального искусства совместно с Бахрушинским театральным музеем и Международным фестивалем искусств «Дягилев.Постскриптум» к 150-летию со дня рождения выдающегося театрального режиссера ХХ века Всеволода Мейерхольда. В чем новаторство экспозиции, расскажет Елена Серова.



21-11-2024
24 ноября в Петербурге отметят День матери

Петербург готовится к международному Дню матери. Его отмечают ежегодно в последнее воскресенье ноября. По этому случаю в городе пройдут десятки мероприятий – различных акций, фестивалей и концертов. С подробностями Владимир Снятков



21-11-2024
В Петербурге открылся Экономический конгресс 6-го Международного муниципального форума стран БРИКС+

Пленарное заседание, которое прошло в Президентской библиотеке, посвятили теме межпарламентского и межмуниципального сотрудничества как фактору экономического развития регионов. С подробностями Артем Сащенко.



21-11-2024
Коммунальную квартиру блокадного Ленинграда воссоздали в Музее хлеба

Блокадный дневник работника хлебозавода, предметы быта военной поры, в том числе – мемориальные, можно увидеть на выставке в музее Хлеба "А завтра был мир". Экспозиция приурочена к 80-летию победы в Великой Отечественной войне и знакомит посетителей с повседневной жизнью горожан после снятия кольца фашисткой блокады. Елена Медведева продолжит.

ЭСМИ "Россия-Санкт-Петербург" (www.rtr.spb.ru). © 2001-2024, www.rtr.spb.ru (ртр.спб.ру). Регистрационный номер ФС 77-72201 от 24.01.2018 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Учредитель - федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания". Главный редактор - Волков Виталий Юрьевич. Ответственный за содержание сайта -  Александрова Екатерина Анатольевна. Адрес электронной почты редакции ЭСМИ - webmaster@rtr.spb.ru. (812) 234-56-37. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах. Любое использование текстовых, фото, аудио и видеоматериалов возможно только с согласия правообладателя (ВГТРК) и со ссылкой на сайт "www.rtr.spb.ru" (для интернет-проектов - с гиперссылкой). Для детей старше 16 лет.