07-11-2024
Искусство религиозного лубка дореволюционной России
На выставке в Музее истории религии - грешники в адском пламени, пьяницы в лапах сатаны, непорочные девы, ангелы, святые и подвижники предстают на нравоучительных картинках. Особый жанр русского религиозного лубка 18-20 веков представлен на выставке в музее истории религии. Елена Медведева расскажет подробнее.
Назидательные картинки пользовались широким спросом, они украшали стены жилищ крестьян, мелкого чиновничества, городской прислуги, ремесленников, покои духовенства, провинциального дворянства. По ним учились читать, с ними коротали долгие зимние вечера, ведь порой на таком листке была запечатлена целая захватывающая история. Изображения дополнялись цитатами из бесед отцов Церкви, собраний изречений. Использовались притчи и их толкования, а также повести и духовные стихи. В конце 18 века в литературный арсенал лубка вошли произведения русских поэтов. Первый раздел выставки посвящен проблемам выбора между праведностью и пороком, рассказывает заведующая отделом православия музея истории религии, автор выставки Светлана Николаева: "Тема выбора у нас начинает с очень редких листов. Вот, например, Сад размышлений, сама иконография подходит к иконам, тоже очень редким, которые появились у нас на рубежах 17-18 веков, которые назвались Лабиринт Духовный. То есть это красиво нарисованный, как бы сверху, лабиринт, с дорожками. И в этих дорожках идет текст. Чтобы прочесть и понять, что здесь изображается. Лист надо крутить, вертеть вот во все стороны. Это такой вариант благочестивой шарады. И это очень редкие листы. У нас есть один рисованный, и второй гравированный, очень цветной и красивый. Здесь в центре находится сам персонаж, и от него постепенно по дорожкам проходит рассказ о том, как юноша попал в этот сад, и долго по ним бродил, в конце концов, нашел выход. Он размышлял на тему об имени Бога и тайне Божества. И понял, что тайна сия великая есть. А потом идут уже литографии, хромолитографии. Уже более позднее – и тексты там уходят. Это тоже одна из примет более поздней нравоучительной картинки. В поздней картинке этот текст визуализируется". Еще один раздел посвящен добродетелям и порокам. Здесь у авторов выставки появилась возможность показать как меняется народная картинка в середине XIX века. Издатели начинают ориентироваться на все сословия. Представлена трогательная литография «Ангел Хранитель утешает умирающую мать, обещая печься об ее дочери» - она явно предназначалась не для крестьянина, а для семей мелких чиновников, купечества, прислуги. Многочисленные пороки, которым подвержено человечество показаны в красочных литографиях. Например, можно увидеть, как выглядит Демон азартных игр. Или почему пить – вредно, говорит Светлана Николаева: "Это наш вечный порок - пьянство. Поэтому мы начинаем с 1740 года. Картинка. Где скомпилированы разные тексты и истории на тему пьянства. И последствия этого пьянства. Кого-то там тошнит, кто-то уже просто лежит. Еще один лист - совершенно прелестный - об одном мужике, который пропил все в кабаке. И к нему подступил сатана. Но на счастье этого мужика вошел мудрый дед стал наставлять его, рассказывать о последствиях пьянства. Это и разорение, и убийства, многое другое". Пороки и добродетели, преодоление искушений и соблазнов, бренность земной жизни и выбор верного пути – вот основные темы назидательного лубка. Посетители увидят около 60 изображений. Многие из листов экспонируются впервые.