28-11-2024
Музей Академии художеств открывает масштабную выставку "Репин. Детали"
Живописные произведения Репина из российских музейных собраний, кисти, которыми работал мастер, предметы из легендарной дачи художника – "Пенаты", представлены на выставке в парадных залах Музея Академии художеств. Масштабный выставочный проект приурочен к 180-летию со дня рождения Репина и демонстрирует творческую "кухню" великого русского художника. Елена Медведева продолжит.
Мемориально-художественная выставка представляет предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы Репина "Пенаты", живописные произведения, в том числе и мало знакомые широкой публике, рисунки и эскизы. Задача выставки - рассказать о тщательной и кропотливой подготовке Репина к работе над своими полотнами. Художник изучал литературу, консультировался с историками, этнографами, подготавливал и собирал предметы быта и костюма для персонажей будущей картины, говорит директор Музея Академии художеств Алексей Мудров: "Много историй, которые выключены в выставочное пространство. Например, если мы говорим об "Иване Грозном и сыне его Иване", то мы говорим о оружейной палате, как художник ее посещал, как создавал сапожки для Ивана, то есть, по его эскизам и на основании исторических материалов их создавали, как он их расписывал. Если мы говорим о царевне Софье, то он снимает квартиру напротив Новодевичьего монастыря, где она была в заточении, и там живет, и пишет, и думает об этом в сюжете. Если мы говорим о работе "Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных", то Илья Ефимович едет к мощам Николая Чудотворца. То есть, вот эти абсолютные погружения в историю, в материал полотна потрясает. Мы строим в позицию не на хрестоматийных вещах, и мы как раз рассказываем вокруг об этом. Мы привезли ряд вещей из Третьяковки и из ГМИ им. Пушкина, как раз посвященные его путешествиям. Так, готовясь, например, к сюжету «казаков, которые пишут письмо Турецкому Султану», он путешествует по Запорожской Сече, пишет ряд работы, посещает Абрамцево".
Открывают выставку ранние работы художника, а также редчайшие экспонаты – посмертные гипсовые слепки с руки и лица Репина, рассказала хранитель фонда и экспозиции Музея-усадьбы Репина "Пенаты" Вера Ловягина: "Мы благодарны Русскому музею за то, что они нам предоставили «Воскрешение дочери Иаира» дипломную работу художника. Здесь совершенно очевидно, почему всегда в сравнении одного сюжета, исполненного разными художниками, было в пользу Репина. В этом же зале представлены экспонаты, которые мы не выставляли. Это посмертная маска и рука, Ильи Ефимовича. Это работы, которые были исполнены Юрием Ильичом, сыном Репина. Мы же знаем всю эту историю с больной рукой Репина, да, и здесь очень хорошо видно, как раз, насколько была истощена рука, насколько эта болезнь прогрессировала, и уже после смерти, как она выглядела, действительно, как пергаментная бумага. И для Репина, конечно, это была трагедия величайшая, и вот через эту руку мы всю эту историю будем рассказывать. С этой маски, с этой руки, а у нас первый экземпляр, был снят слепок для города Чугуева, для музея, который там был организован, других слепков нет. Поэтому это вообще уникальнейшие вещи".
Расписанные от руки самим художником сапоги, которые изображены на живописном полотне «Иван Грозный и сын его Иван», были заказаны Репиным в одной из театральных мастерских. Они представлены на выставке, так же, как и уникальная коллекция русских и украинских народных костюмов, которые он использовал во многих своих произведениях. А мавританский стул, хранящийся в собрании "Пенатов", изображен на картине «Негритянка», исполненной художником во время поездки в Париж. Стул был привезен из Франции и бережно сохранялся художником на протяжении всей жизни. Показано и знаменитое кресло с красной бархатной обивкой, которое изображено на многих репинских портретах, а также знаменитый диван, на котором Репину позировал Шаляпин. С тех пор турецкий диван, на котором лежал великий бас России, стал называться «шаляпинским». Множество мемориальных предметов, которые сопровождали художника на протяжении его долгой жизни, погружают зрителя не только в творческую кухню художника, но и в быт знаменитых Пенатов.