28-11-2024
О сувенирах путешественников прошлого
Гравюры с видами Рима, скульптура, модели античных памятников, живописные произведения 16 -19 веков, выполненные мастерами знаменитых итальянских школ – эти экспонаты представлены на выставке в Музее истории религии. Она рассказывает о Гран-турах – образовательных путешествиях по европейским столицам молодых людей из аристократических семей. Все эти предметы привозились из вояжей в качестве сувениров. Елена Медведева расскажет подробности.
Гран-тур, т.е. большое путешествие – это обязательные поездки, которые совершали отпрыски европейских аристократов. В России устойчивая традиция путешествия, образовательного или дипломатического, восходит ко временам Петра Великого. Гран-тур включал в себя посещение крупнейших европейских центров. Из поездок привозили и сувениры, как не очень ценные, так и значимые. Так, Павел Первый с супругой Марией Федоровной, путешествующие под именем графов Северных, привезли в числе прочих раритетов фонтан "Нептун" в Петергоф. В той поездке царскую чету сопровождал меценат и коллекционер, Николай Юсупов. Несколько живописных полотен из его собрания можно увидеть на выставке, рассказала главный научный сотрудник музея истории религии, куратор выставки Юлия Рогова: "У нас представлены четыре работы. Это все, что есть в нашем собрании, которое было рассеянно, находится в разных собраниях музеев. У нас очень неплохая часть. Здесь представлено копия с картины Антонио Корреджо. Это не подлинник, естественно, подлинник находится в Дрездене. С Корреджо все плохо, потому что в собрании Николая Борисовича не было подлинного Корреджо. У нас вообще стране один Корреджо. У него в собрании были копии с его знаменитых картин. И вот одна из них – это Мадонна Святого Георгия. Хотя там и другие святые. Это - знаменитое произведение искусства. Его очень любили и ценили и иметь копию с него хорошего качества считалось совершенно незазорно для крупнейших коллекций. А вообще для Юсупова копии выполняли художники первой величины, знаменитейшие художники. Мы не знаем точно, кто делал эту копию".
На выставке можно увидеть полноценную копию рыцарских доспехов, видимо украшавших холл дворянской усадьбы. Представлен и прекрасно выполненный деревянный рельеф с картины венецианского художника Джованни Беллини «Мадонна в тополях». Она принадлежала великому князю Константину Константиновичу и висела у него в кабинете. Надо сказать, что существовала целая индустрия по обслуживанию интересов путешественников. Представители богатых семейств могли составить себе внушительные коллекции. Те же, кто не мог себе этого позволить, приобретали модели памятников, копии известных картин, гравюры. Так, на выставке можно увидеть увесистую реплику из бронзы конной статуи Марка Аврелия или не менее внушительный бюст царя Менелая. Все эти предметы довольно любопытны, отметила Юлия Рогова: Живопись, которую собирал, например, тот же самый Юсупов, конечно, представляет большую ценность. То есть это очень хорошая живопись. Естественно, такое могли себе позволить далеко не все. Покупали в результате таких путешествий и не очень высокого уровня произведения. И это скорее, ну, такие курьёзы. у нас на выставке представлены подобные вещи - например, из усадьбы Быкова. чтобы обозначить, что путешественник побывал в том или ином месте и показать это соотечественникам. И такие сувенирные вещи со временем все равно приобретают, конечно же, большую историческую ценность".
Многие из этих предметов после революции оказались в запасниках музеев и не так часто появляются на экспозициях. Выставка "Гран-тур. Маленькие сувениры Большого путешествия" дает возможность познакомиться с этими любопытными предметами.