24-12-2024
Выставка "Несбывшийся Ленинград" расскажет о проектах советской эпохи
В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка, представляющая нереализованные проекты советских архитекторов 20-го века. 70 рукотворных листов архитектурной графики, размещенные в хронологическом порядке, дают представление об основных этапах развития ленинградской архитектуры. Елена Медведева продолжит.
Экспозиция рассказывает о наиболее ярких проектах ведущих ленинградских зодчих. В первые послереволюционные годы проектная деятельность практически не имела шансов на реализацию. Одной из главных задач был творческий поиск новых форм. С середины 1920-х годов наметился общий поворот к авангарду в архитектуре, одним из направлений которого стал конструктивизм. Черты нового архитектурного языка отразились в проектах рабочих клубов, зрелищного центра в парке им. Ленина, дома-коммуны в Выборгском районе. Эти очень эффектные и необычные проекты можно увидеть на выставке. Несколько замыслов городские власти пытались осуществить на территории Александро-Невской лавры. И лишь финансовые сложности и многочисленные протесты ленинградцев помогли сохранить уникальный архитектурный ансамбль 18 века. В начале 1930-х годов в советской архитектуре произошел кардинальный поворот к освоению классического наследия, получила распространение модернизированная версия неоклассики. В этой стилистике выполнены проекты Дома советов Выборгского района и здания Гидрографического управления на Малой Охте, рассказывает старший научный сотрудник музея и куратор выставки Людмила Кирикова: "Среди проектов хотелось бы отметить также крупнейший градостроительный замысел, амбициозный проект переноса центра города из исторических районов на южные окраины, в район Московского шоссе. Вокруг Дома Совета, возводившего тогда по проекту Троцкого, проектировался грандиозный архитектурный ансамбль. Особое место на выставке занимает и проект военного времени, не потерявший актуальность до сегодняшнего дня. Это проект создания центрального городского парка, такой зеленой зоны, протяженностью 6 километров, которая охватывала территорию от площади революции, ныне Троицкая площадь, дальше шла через парк Ленина, это теперь Александровский парк. Через ватный остров, бывший остров, на котором находились корпуса института прикладной химии. Через Тучков буян и завершалась она уже на западной оконечности Петровского острова. Эти проекты тоже представлены. МЕД.: В начале 1950-х годов, в рамках реконструкции проспекта имени Сталина, ныне – Московского, был разработан ряд эскизных проектов высотных зданий, которые могли бы оживить жилую застройку магистрали. Следующий поворот в истории советской архитектуры произошел в период хрущевской «оттепели». В ноябре 1955 года вышло правительственное постановление об устранении излишеств. Основным направлением ленинградской архитектуры тогда стал лаконичный модернизм, говорит куратор выставки, специалист по экспозиционно-выставочной деятельности музея Оксана Карпенко: "Можно увидеть, например, один из вариантов нового учебного корпуса ленинградского электротехнического института. Архитектор -Виктор Левиаш, невероятный, рисовальщик, мастер графического рисунка. И Левиаш предложил на Аптекарской набережной, довольно ответственном участке, выходящим к большой Невке, поставить многоэтажный корпус. Крупнейшим градостроительным замыслом второй половины 20 века явилось создание "морского фасада" Ленинграда, центральным звеном которого должна была стать западная часть Васильевского острова в устье реки Смоленки. Это идея морского фасада, которая до сих пор актуальна. Было решено преобразовать северную, южную и западную часть города в парадные ансамбли. И вот на выставке мы как раз демонстрируем все части. И центральном звеном морского фасада становилась северо-западная часть Василевского острова. В устье реки Смоленки предлагалось сделать Приморскую площадь с двумя симметричными парадными пропилеями и с высотном зданием. Его высота могла достигать примерно 150 метров. Этот участок был не реализован и у нас представлены проект этой приморской площади". Показанные архитектурные листы представляют собой не только историческую, но и большую художественную ценность. Нарисованные вручную, они являются самостоятельными произведениями графического искусства. Проекты отражают стремление архитекторов создать новый образ советского Ленинграда, созвучный эстетическим и идеологическим требованиям новой эпохи.