06-02-2025
6 февраля верующие вспоминают небесную покровительницу Петербурга Святую блаженную Ксению
В Музее истории религии хранится довольно представительное собрание, рассказывающее о святой. Это иконы, рисунки, литографии, резные скульптуры из дерева, записки верующих. Елена Медведева продолжит.
Документальные сведения о жизни блаженной Ксении отсутствуют, первые публикации народных преданий о ней относятся к 1840-м годам. Согласно этим рассказам, она родилась в первой половине 18 столетия, браком сочеталась с придворным певчим - Андреем Федоровичем Петровым. После внезапной кончины мужа 26-летняя Ксения избрала тяжелый путь юродства. Она пожертвовала дом мужа, облачилась в его одежды, отзывалась только на его имя. Блаженная Ксения провела в юродстве 45 лет и скончалась в самом начале 19 века, погребена на Смоленском кладбище. 6 июня 1988 года, после многолетнего народного почитания, блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых. В фондах Музея истории религии хранятся иконы святой, ее графические изображения. Одно из них относится к 1892 году и считается иконографическим образцом, рассказывает научный сотрудник музея Светлана Клименко: "Встречаются изображения Ксении в воинском кафтане ее мужа. Поскольку житие рассказывает, что после смерти мужа она одела его воинские одежды, бродила в них и говорила, что Ксения умерла, а вот Андрей Федорович жив. И поэтому есть иконы в воинском кафтане. Однако чаще всего ее изображают в красной юбке и зелёной кофте или наоборот. Это ее традиционный облик, потому что житие говорит, что после того, как истлел костюм, она стала ходить в этой юбке и кофте тех же цветов, что в воинский костюм ее мужа. Особенность – юбка и кофта, плюс прядь волос из-под платка. Символ странничества. По поводу седых или не седых волос бывают вариации. Вообще в одном из вариантов жития говорится, что она поседела за одну ночь возле кровати умершего мужа. Однако встречаются иконы, где у нее русые волосы". Традиция обращаться к святой Ксении не только молитвенно, но и через записки сложилась еще в середине 19 века. В советские годы, когда часовня Ксении Блаженной была закрыта, верующие оставляли записки с просьбами в щелях её стен. Когда места не хватало, свои просьбы к блаженной писали прямо на стенах. В начале 2000-х годов часовня была полностью отреставрирована, а чудом уцелевшие фрагменты с обращениями к святой были отданы в Музей истории религии. В 1962 году после очередного закрытия часовни в музей передали и записки, говорит Светлана Клименко: "Еще в 19 веке, по крайней мере, у нас есть свидетельства об этом, что поскольку места для записок не хватало, стали писать на стенах. А потом уже стали писать на бумаге. И те, которые у нас сохранились записки, там в основном такие житейские просьбы прописать кого-то, сдать экзамен, даже есть забавная просьба сдать экзамен по истории партии. И есть записки как бы в суде оправдаться. Ну и, конечно, любовные дела. Например, чтобы у нас было с каким-то Геннадием все хорошо было. Ксения как помогает как в том, чтобы сошлись пары, так и помогает в том, что они не сошлись, если они друг к другу не подходят по каким-то причинам. Тоже такие истории из ее жития есть, где она беглого каторжника отвратила она от благочестивой й девушки. Ну и современные истории рассказывают, что вот пошла, помолилась и расстались. Значит, не мое. Причем в записках есть некоторые ошибки фактического характера. Ладно, грамматические, это еще школьники могли писать. Там есть, например, записка, где к святой обращаются: "Пресвятая Богородица, блаженная Ксения, помоги". Люди советского воспитания не всегда понимали основы христианского богословия". В постоянной экспозиции музея находится икона Ксении Петербургской, она была исполнена в 2000-м году. Там же - копии записок к святой.