15-04-2025
Сегодня в Петербурге отметили 83-ю годовщину пуска трамвая в блокадном Ленинграде
Акция «Апрельский трамвайный звон» стала данью памяти ленинградским трамвайщикам, которые именно таким способом 15 апреля 1942 года напоминали о возвращении пассажирского трамвая как о символе торжества жизни. Подробности – в репортаже Артема Сащенко.
(звонок трамвая) Трамвайный звонок часто встречается в воспоминаниях блокадников и очевидцев возобновления трамвайного движения в Ленинграде в апреле 42 года. В тот день вагоновожатая Ефросинья Агапова впервые после 4-месячного перерыва вывела трамвай на городские улицы. Она ехала, зажав педаль звонка, чтобы ленинградцы слышали, что трамвай снова пошел, а значит, город живет. В апрельском трамвайном перезвоне, как писали тогда газеты, ленинградцы слышали далекий звон колоколов Победы. Он звучит и сегодня в память о подвиге ленинградских трамвайщиков, которые ценой неимоверных усилий и жизни восстанавливали рельсовое хозяйство, контактную сеть, ремонтировали вагоны, маскировали их, организовывали безопасную систему движения. В памятный рейс до Нарвских ворот - конечной точки городских пассажирских маршрутов в блокаду - отправились подлинные вагоны военных лет типа МС-4 из коллекции Экспозиционно-выставочного комплекса Горэлектротранса, рассказал первый заместитель директора предприятия Алексей Серебряков: “Здесь представлены все машины, которые трудились, начиная с самого момента основания предприятия в блокадное время, самое сложное для нашего города. Эти трамваи как дань памяти. Пойдут исторические машины, которые работали в блокадное время. Мы отдаем дань памяти служащим, работникам предприятия, которые на своих плечах вынесли все тяжелое бремя. Эти машины перевозили тогда людей, трудились по перевозке как пассажиров, так и раненых, трамваи были оборудованы в то время носилками”. Пассажирами памятного рейса стали реконструкторы проекта «РЕКОН СПб», одетые в гражданскую одежду 30-40 годов и военную форму. Вагоны типа МС-4 были выпущены в 1931 году на заводе «Красный путиловец» и перевозили пассажиров вплоть до 1967 года. Они до сих пор используются в Горэлектротрансе в качестве служебных. Перед тем, как легендарные трамваи отправились в рейс, в Экспозиционно-выставочном комплексе Горэлектротранса открылась «Стена памяти». На ней размещены фотографии работников ленинградского Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны, которые принесли их потомки.