29-04-2025
В Эрмитаже открылась выставка, представляющая моду ар-деко
Выставка, посвященная женской моде 1920-х — начала 1930-х годов, времени, когда главенствующим художественным направлением был стиль ар-деко, открылась в Эрмитаже. Основной блок экспонатов, насчитывающий более 400 произведений, представлен бисерными платьями и обувью этого периода. Также на выставке демонстрируются шедевры из эрмитажного собрания живописи и рисунка этого периода – работы Матисса, Дюфи, Эрте и других мастеров. Елена Медведева расскажет подробнее.
Сто лет назад, в апреле 1925 года, в Париже открылась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, собравшая несколько десятков стран-участниц. Тогда-то и началось триумфальное шествие нового художественного стиля, впервые названного великим французским архитектором Ле Корбюзье - Ар-Деко, т.е «декоративные искусства». Этот стиль сформировал образ жизни людей межвоенного периода, находившихся во власти индустрии развлечений и массового потребления. В 100-летнюю годовщину парижской выставки Эрмитаж представляет экспозицию, посвященную моде ар-деко. Дизайнеры вдохновлялись классикой и современностью, историей древних цивилизаций и русским балетом, Востоком и достижениями технического прогресса, новыми ощущениями мирной жизни. Первая мировая война радикально изменила женщин, которые впервые надели комбинезоны, бриджи, свободные укороченные юбки. Удобная и простая дамская одежда модного прямого силуэта стала доступной практически для всех. А надев вечернее платье, расшитое стразами, бисером и стеклярусом, можно было почувствовать себя голливудской кинодивой. На выставке представлены настоящие произведения искусства – платья, сумочки, обувь выдающихся модельеров, рассказывает заведующая Сектором прикладного искусства Отдела истории русской культуры Эрмитажа, куратор выставки Нина Тарасова:
"Среди костюмов — работы известных западноевропейских модельеров Поля Пуаре, Жанны Ланвен, Мариано Фортуни, Эдварда Молинё, Люсьена Лелонга. Плаья Жанны Ланвен у нас - на крутящемся подиуме. И это сочетание черного и серебра, стекляруса - этот блеск переносит нас в ту эпоху - джаза, танго, фокстрота! Коллекция обуви демонстрирует произведения выдающихся мастеров обувного дела — Пьетро Янторни, Андрэ Перуджиа, Израэля Миллера, Сальваторе Феррагамо, а также известных фирм многих других. Обувь как искусство – это высочайшее искусство. Зрители смогут увидеть и коллекцию целлулоидных каблуков — особого вида обувных аксессуаров ар-деко, изготовление которых было поднято французскими мастерами на высоту искусства. Очень интересный раздел посвящен Японии. В рисунках традиционного кимоно проявляются элементы нового стиля. Здесь можно увидеть шали из шелковой сетки асьют, которые японки надевали поверх кимоно – это стиль аре-деко. Они тоже хотели выглядеть модно".
Множество представленных на выставке экспонатов - из частных коллекций. Особый интерес вызывает знакомство с первоклассным собранием бисерных платьев, обуви и модных аксессуаров 1920-х – начала 1930-х годов, которое предоставил на выставку меценат, коллекционер и исследователь Назим Мустафаев. На выставке можно увидеть автомобиль "Бьюик" 44 серии, выпущенный в США. В 1930 году его производство было прекращено. Единственный экземпляр модели в России из собрания Музея техники Вадима Задорожного стал яркой иллюстрацией дизайна ар-деко на выставке в Эрмитаже.