11-08-2021
О "Диковине затей Петровских" рассказывает выставка в Российской Национальной Библиотеке
В Новом здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте открылась выставка "Диковина затей Петровских", посвященная 300-летию запуска фонтанов Петергофа. Экспозиция рассказывает о том, как был воплощен гениальный замысел Петра, представляет историю ансамбля с момента создания до наших дней, знакомит с уникальными документами, красочными альбомами, исследованиями. Елена Медведева расскажет подробнее.
Уникальная водоподводящая система Петергофа была запущена самим Петром в августе 1721 года. Создатель проекта - русский инженер–гидравлик Василий Туволков специально учился фонтанному делу в Голландии по заданию Петра. Сооружение, не имевшее аналогов в период создания, и по сей день поражает воображение. Одно из самых первых упоминаний "Петровской диковинки" - "Дневник камер-юнкера Фридриха-Вильгельма Берхгольца". В августе 1721 года он побывал в Петергофе, подробно описав фонтанное хозяйство и новую водоподводящую систему. Вместе с другими уникальными документами, издание стало украшением выставки, рассказал ее куратор, ведущий специалист библиотечно-выставочной работы Отдела культурных программ РНБ Дмитрий Гусаров: "Кроме путеводителя Берхгольца, есть еще несколько действительно уникальных изданий. Книга Гейрота 1868 года, описывающая Петергоф. Уникальный альбом из цикла "Художественные сокровища России" Бенуа, с фотографиями и гравюрами, показывающая то, как выглядел Петергоф в 18 веке. Есть чертежи проекта убранства двух боковых фонтанов в квадратных прудах верхнего сада, 1879 года. Есть интереснейшие исследования современных авторов, например, известного историка Сергея Горбатенко".
Богато иллюстрированные фотоальбомы перенесут зрителя в Петергофские аллеи, наряду с путеводителями, говорит Дмитрий Гусаров: "Интересны путеводители 1930-х годов. Есть реклама, опубликованная в бюллетене треста Ленрекламы, где опубликовано приглашение в Петергоф – на пляжи, танцплощадку, в парки. Как известно в 1918 году все императорские резиденции стали местом массового отдыха трудящихся и Луначарский, назвав Петергоф "жемчужиной искусства" призывал все же сохранить его, этот дворец Романовых. Стараниями специалистов все было сохранено, восстановлено, о чем в экспозиции есть много книг".
Отдельный раздел посвящен истории создания и бытования легендарной фонтанной скульптуры, воссозданию всего ансамбля после Великой Отечественной Войны. В одной из витрин - рассказ о предтече Петергофа - Летнем Саде, именно здесь появились первые фонтаны новой столицы. Есть подборка материалов о том, какие европейские сады и дворцы подсказали Петру идею создания ансамбля на берегу залива. Однако Петергоф, вобрав в себя лучшее, особенности северного края и талант создателей, стал уникальным парком, еще никем не превзойденным. Выставка стала прологом сотрудничества РНБ и Государственного музея-заповедника "Петергоф". Уже в будущем году к 350-летию Петра Великого в музее-заповеднике откроется масштабная совместная экспозиция, отражающая значение петровских преобразований в истории страны.